Банковская система Республики Беларусь

Банковская система Республики Беларусь

Банковское дело не является застывшей наукой.

Реагируя на изменяющиеся потребности рынка, приспосабливаясь к современной жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Банковское дело не является застывшей наукой.

Реагируя на изменяющиеся потребности рынка, приспосабливаясь к современной жизни, учитывая новые явления в экономике, банковское дело даёт описание той технологии, которая должна использоваться в конкретных экономических ситуациях.

Банковские операции развиваются как на универсальных принципах, так и на специфических присущих национальной банковской системе.

Знание основных закономерностей развития банковской системы, а также основ и элементов операционной техники имеют важное значение для экономистов, бухгалтеров, финансовых работников организаций 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ 1.1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово-кредитовой системы страны, включающей кроме банков небанковские кредитно-финансовые организации.

Двухуровневая банковская система сложилась в Республике Беларусь в 1991 г. На первом уровне находится Национальный банк Республики Беларусь, на втором сеть банков.

Национальный банк Республики Беларусь центральный банк и государственный орган Республики Беларусь. Он обладает исключительным правом эмиссии денег (выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег), регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчётов.

Основным целями деятельности Национального банка Республики Беларусь являются: 1. Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 2. Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; 3. Обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка Республики Беларусь.

Главный банк государства осуществляет регистрацию банков и их лицензирование, кроме того, выполняет надзорные функции, которые сводятся к контролю над деятельностью банков.

Контроль над деятельностью банков необходим для того, чтобы обеспечить финансовую надёжность банковской системы страны, избежать банкротства банков, обезопасить клиентов от риска невозврата средств, размещённых в банке. Также Национальный банк Республики Беларусь определяет порядок осуществления банковских операций, выступает для банков кредитором последней инстанции. Банк это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 1. Привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); 2. Размещение привлечённых денежных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности; 3. Открытие и ведение банковских счётов физических и (или) юридических лиц. Таким образом, деятельность банка сводится к привлечению временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, зачислению этих денежных средств на соответствующие счета с последующим размещением на условиях возвратности, платности и срочности.

Банковская деятельность как совокупность выполняемых банками банковских операций, направленных на извлечение прибыли, определена Банковским кодексом Республики Беларусь. При осуществлении банковской деятельности необходимо соблюдать нижеперечисленные основные принципы: 1. Обязанность получения банками специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности; 2. Независимость банков в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; 3. Разграничение ответственности между банками и государством; 4. Обязательность соблюдения установленных Национальным банком Республики Беларусь нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы РБ; 5. Обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка; 6. Обеспечение банковской тайны по операциям, счётам и вкладам (депозитам) клиентов; 7. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Банковские операции можно классифицировать: 1. Пассивные . Это операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками (приём средств клиентов на депозит и т.д.) 2. Активные. Это операции, направленные на предоставление денежных средств банками (выдача кредита клиенту банка, вложение средств банка в ценные бумаги и т.д.) 3. Посреднические. Это операции, содействующие осуществлению банковской деятельности (оказание посредничества своим клиентам в платежах и т.д.) Прежде чем приступить к размещению денежных средств, банк должен сформировать ресурсы, за счёт которых он и будет совершать активные операции. В силу этого пассивные банковские операции имеют для банка исключительное значение и носят первичный характер по отношению к активным операциям. Банк вправе совершать и другие банковские операции, и виды деятельности: 1. Расчётное и (или) кассовое обслуживание; 2. Валютно-обменные операции; 3. Операции с драгоценными металлами и камнями; 4. Выдача банковских гарантий; 5. Доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами; 6. Инкассация наличных денежных средств, платёжных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; 7. Выпуск в обращение банковских пластиковых карточек; 8. Выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета; 9. Финансирование под уступку денежного требования (факторинг); 10. Предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.) Кроме того, банки могут выполнять в соответствии с законодательством Республики Беларусь поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме, доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, лизинговую деятельность, оказывать консультационные и информационные услуги, выпускать ценные бумаги и совершать операции с ними и т.д.

Банковским законодательством определено, что банки не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, а также случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, и страховую деятельность в качестве страховщиков.

Деятельность банков направляется банковским законодательством Республики Беларусь, которое представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, выстраивает отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. К актам банковского законодательства относятся: 1. Законодательные акты Республики Беларусь. 2. Распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер; 3. Постановления Правительства Республик Беларусь; 4. Нормативные правовые акты Национального банка РБ; 5. Нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком Совместно с Правительством Республики Беларусь или с республиканскими органами государственного управления.

Исключительно место в системе банковского законодательства занимает Банковский кодекс Республики Беларусь. 1.1. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ Банк начинает свою деятельность с момента государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Как я уже говорил, регистрацию, и лицензирование банков осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством Республики Беларусь банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

Большинство банков Республики Беларусь образовано в форме акционерного общества.

Процесс создания банка можно представить так: 1. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей.

Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован в полном объёме из денежных средств до государственной регистрации банка.

Денежные вклады, вносимые в уставной фонд банка, подлежат перечислению на временный счёт, открываемый учредителями банка в Национальном банке, или по согласованию с Национальным банком на временные счета, открываемые в других банках 2. Согласование представителем банка или его учредителем с Национальным банком Республики Беларусь названия банка. 3. Представление в Национальный банк Республики Беларусь документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Основными документами, представляемыми для регистрации банка, являются: заявление; устав банка; выписка из протокола учредительного собрания об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера; документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объёме и наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций; сведения об учредителях банка (физических и юридических лицах); анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка; бизнес-план платёжный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию банка; эскизы печатей в двух экземплярах и другие документы, определённые нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. 4. Принятие решения о государственной регистрации банка, лицензирование.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком Республики Беларусь в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Национальный банк Республики Беларусь в случае принятие решения о государственной регистрации банка уведомляют об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.

Национальный банк Республики Беларусь на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдаёт одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять (приложение 1). Право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счётов таких физических лиц, открытию и ведению счётов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) может быть предоставлено банку не ранее двух лет с даты государственной регистрации при условии его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет и наличия нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 10 млн. евро на дату представления документов для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный и выданной банку лицензии.

Критерии определения устойчивого финансового положения банка устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь и учитывают прозрачность структуры собственности банка, достаточность и структуру капитала банка, качество его активов, финансовую эффективность, а также состояние ликвидности и качество управления банком.

Национальный банк Республики Беларусь при наличии основания может отказать в государственной регистрации банка, о чём уведомляет его учредителей в письменной форме в пятидневный срок со дня принятия такого решения с указанием причин отказа. В ходе своей деятельности банки могу принимать решения о создании своих структурных подразделений: представительств, филиалов (отделений), центров банковских услуг, расчётно-кассовых центров, обменных пунктов.

Прекращение деятельности банка может выступать в виде его ликвидации или реорганизации.

Реорганизация банка проводится путём его разделения или выделения, а также слияние, присоединения.

Порядок реорганизации и ликвидации банка регулируется Банковским кодексом, а также нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. 1.3 НОРМАТИВЫ БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ДЛЯ БАНКА В целях обеспечения финансовой надёжности банк обязан осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию рисков, угрожающих его финансовой стабильности. Кроме того, банк обязан соблюдать установленные Национальным банком Республики Беларусь нормативы безопасного функционирования, которые применяются в банковской практике в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банка.

Нормативы бывают: 1. Нормативы минимального размера уставного фонда Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 млн. евро.

Предельный размер имущественных вкладов в уставном фонде устанавливается в размере 20% фонда. 2. Норматив минимального размера нормативного капитала банка Размер нормативного капитала банка определяется как сумма уставного, Резервного и других фондов, формируемых в банке, и нераспределённой прибыли за вычетом недосозданных резервов (фондов), создаваемых для обеспечения финансовой надёжности банка, с увеличением либо уменьшением на ряд других составляющих нормативного капитала банка, перечень и порядок расчёт которых определяются Национальным банком Республики Беларусь.

Составляющие нормативного капитала банка определяются, исходя из способности покрывать убытки банка.

Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 млн. евро.

Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка, имеющего лицензию на привлечение во вклады (депозиты ) средств физических лиц, определяется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 10,0 млн. евро независимо от вида валюты привлекаемых вкладов (депозитов). 3. Нормативы ликвидности Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение обоих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

Нормативы ликвидности банка находятся как соотношение активов и пассивов с учётом сроков, сумм, типов активов и пассивов и других факторов, определяемых Национальным банком Республики Беларусь.

Рассчитывают мгновенную, текущую, краткосрочную ликвидность, минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. 4. Нормативы достаточности нормативного капитала Нормативы достаточности нормативного капитала банка устанавливаются в виде предельных соотношений размера (части) нормативного капитала банка и рисков, принимаемых на себя банком. 5. Нормативы ограничения кредитных рисков Нормативы ограничения кредитных рисков определяются в процентном отношении к нормативному капиталу банка, направлены на минимизацию кредитных рисков. 6. Нормативы ограничения валютного риска Нормативы ограничения валютного риска устанавливаются в процентном отношении нормативного капитала банка к нормативам открытой позиции банка по валютному риску.

Данная группа нормативов направлена на минимизацию потерь банка вследствие изменения курса иностранной валюты и стоимости драгоценных металлов. 7. Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций определяются в целях надзора за инвестиционной деятельностью банка в процентном соотношении к нормативному капиталу банка.

Национальный банк Республики Беларусь вправе на основе мотивированного суждения о деятельности банка изменять для этого банка отдельные нормативы безопасного функционирования.

Национальный банк Республики Беларусь должен информировать банки о предстоящем изменении нормативов безопасного функционирования и методик их расчёта не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. 2. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ Лизинговые операции в Республике Беларусь совершаются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Положением о лизинге на территории Республики Беларусь.

Законодательство определяет лизинговую деятельность как деятельность, связанную с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заёмные средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа. В качестве объекта лизинга способно выступать любое движимое и недвижимое имущество, которое по существующей классификации можно отнести к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты, обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов.

Объект лизинга является собственностью лизингодателя в течении срока действия договора лизинга.

Субъектами лизинговой сделки выступают: лизингодатель юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретённый для этого за счёт собственных и (или) заемных средств объект лизинга. В качестве лизингодателя может выступать лизинговая компания или банк; лизингополучатель субъект хозяйствования, получающий объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга.

Лизингополучатель и лизингодатель прямые участники лизинговой сделки, между которыми заключается лизинговое соглашение.

Косвенным участником сделки является поставщик объекта сделки, так как его функции в лизинговой сделке исчерпываются реализацией объекта лизинга лизингодателю.

Лизинговые операции для банка-лизингодателя являются одной из форм кредитных операций и дополнительным источником дохода. Цена договора лизинга определяется сторонами договора исходя из суммы инвестиционных расходов лизингодателя и суммы его вознаграждения либо совокупности лизинговых платежей и выкупной стоимости, если условиями договора предусмотрен выкуп объекта лизинга. В состав инвестиционных расходов, возмещаемых лизингодателю входят: первоначальная или восстановительная стоимость объекта лизинга; проценты, выплачиваемые лизингодателем при приобретении и объекта лизинга в кредит; затраты на привлечение гарантии по договору с гарантом, если такой договор заключался; налоги и другие обязательные платежи, начисляемые на объект лизинга, если они уплачиваются лизингодателем; затраты лизингодателя, связанные с осуществлением капитального ремонта объекта лизинга; платежи по всем видам страхования объекта лизинга и рисков. Доход лизингодателя состоит из оплаты за все виды работ и услуг по Договору лизинга и представляет собой разность между общей суммой платежей, возмещающих инвестиционные затраты. Все текущие расходы лизингодателя, не включённые в состав инвестиционных, возмещаются за счёт полученного дохода лизингодателя.

Выкупная стоимость объекта лизинга стоимость выкупа объекта лизинга, которая может быть меньше или равна остаточной стоимости.

Остаточная стоимость разница между стоимостью объекта лизинга и величиной амортизации, начисленной за срок договора лизинга.

Порядок осуществления лизинговой операции в банке : первоначально лизингополучатель определяет необходимый ему объект лизинга, а также возможного поставщика оборудования; поставщик объекта лизинга может быть установлен непосредственно и банком-лизингодателем. Затем субъект хозяйствования обращается в банк с просьбой совершить лизинговую операцию и предоставляет заявку на лизинг. Банк, прежде чем принять решение о проведении операции должен провести анализ заявки клиента, определить его кредитоспособность, оценить обеспечение, предлагаемое лизингополучателем в обеспечение исполнения своих обязательств.

Только после этого банк обращается к поставщику и заключает с ним договор купли-продажи объекта лизинга. Между лизингодателем и лизингополучателем заключается договор лизинга.

Условиями такого договора являются: объект лизинга, в том числе его наименование, количественные и качественные характеристики объекта; контрактная стоимость объекта лизинга; обязательства сторон по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, связанных объектом лизинга; цена договора лизинга; размеры, способы и периодичность уплаты лизинговых платежей; сведения об условиях поставка (продажи) объекта лизинга и ответственности поставщика (продавца); обстоятельства передачи лизингополучателю объекта лизинга во временное владение и пользование, а также возврата объекта лизингодателю, включая его досрочное изъятие; срок действия договора лизинга, исчисляемый с момента фактической передачи лизингодателем лизингополучателю объекта лизинга; условия эксплуатации и технического обслуживания объекта лизинга. В договор лизинга по соглашению сторон могут быть включены и другие условия, предусматривающие в том числе: права и обязанности сторон в отношении объекта лизинга, включая право выкупа; право собственности на произведённые улучшения объекта лизинга; сведения о страховании объекта лизинга и рисков сделки; сведения о залоге по сделке, задатке, гарантиях и других способах обеспечения и исполнения обязательств; форс-мажорные обстоятельства. Н аличие договорных отношений между сторонами лизинговой сделки является основанием для поставки объекта лизинга лизингополучателю. Если у лизингополучателя нет претензий к поставленному оборудованию, и оно соответствует его требованиям, происходит оплата объекта лизинга лизингодателем. В течение срока действия лизингового соглашения лизингополучатель уплачивает лизингодателю лизинговые платежи В зависимости от условий возмещения лизингодателю лизингополучателем затрат и перехода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю лизинг подразделяется: на финансовый, при котором лизинговые платежи в течении договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75% его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях; оперативный, при котором лизинговый платёж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75% его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно. В зависимости от состава сторон лизинг подразделяется: на международный, при котором хотя бы одна из сторон договора лизинга является нерезидентом Республики Беларусь; внутренний, при котором все стороны договора лизинга являются резидентами Республики Беларусь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Тем самым, можно убедиться, что банки составляют неотъемлемую часть современной экономической системы. Банки находятся в центре экономической жизни, банковское дело является одной из важнейших наук , а банковские операции являются неотъемлемой частью этих самых банков, и этой самой науки. Также, можно сделать вывод о том, что в условиях конкуренции с зарубежными странами Республика Беларусь должна обеспечить производство продукции с высокими качественными характеристиками, более широкого ассортимента и новых потребительских свойств.

Экономика страны нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный. Для дальнейшего развития лизинговой деятельности в Республике Беларусь, привлечения инвестиций, необходимо предусмотреть дополнительные налоговые и таможенные льготы, в том числе: уменьшение ставки налога на прибыль для лизинговых компаний на срок до 5 лет со дня их образования; снижение или отмету таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в отношении оборудования для производства новых видов продукции, имеющих приоритетное значение для развития экономики, не только для конкретных государственных предприятий, но и для всех предприятий, которые будут выпускать такую продукцию.

Деятельность лизинговых компаний, обладающих необходимым опытом, технологией, квалифицированным персоналом, достаточным капиталом для обеспечения доступа своим клиентам к широчайшему кругу лизинговых услуг позволит, учитывая потребности экономики Республики Беларусь и пожелания каждого клиента, разрабатывать наиболее подходящие схемы лизингового финансирования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ : 1. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь http://nbrb.by/ 2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3 (ред. от 17.07.2006 г. № 145-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Минск, 2007. 3. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело/ Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М., 2005. 4. Тарасов, В.И. Деньги.