Экономика и международное экономическое положение мусульманских стран

Экономика и международное экономическое положение мусульманских стран

Работа целиком представляет собой практическое применение теоретических знаний. Объем работы составляет 17 страниц. 1. Основные экономические положения в исламских странах В 80-е 90-е годы социальная среда в зоне распространения ислама из-за накопившихся социально-экономических проблем при высоком приросте населения оказалась благоприятной для поиска социальной справедливости на путях религиозного совершенства . Международные условия, в особенности в их кризисном проявлении, стимулировали создание организаций и группировок, пытавшихся предложить свои пути решения хронических проблем, в том числе, и на основе постулатов религии. Ни внутренние модели исламской экономики, ни созданные международные специализированные организации в рамках исламского экономического порядка за все годы своей деятельности не улучшили экономическое положение тех мусульманских стран, развитие которых не связано с добычей нефти.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама.

Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы.

Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента, а с другой - в связи с шариатским запретом на омертвение капитала.

Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений, но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капиталистический или полукапиталистичекий характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман.

Мусульманские организации России самостоятельно контактируют с системой Организации Исламская конференция, Лиги исламского мира, Всемирного исламского конгресса и их организаций. Темпы развития этих связей и их содержание в значительной степени будут зависеть от судьбы нового союзного договора, складывающейся системы горизонтальных связей между республиками.

Чрезвычайно важными для системы взаимоотношений России с мусульманскими странами и их международными организациями являются политика, в основе которой признание взаимозависимости, целостности и противоречивости современного мира; решение глобальных проблем на основе нового объема и качества взаимодействия государств и общественно-политических течений, независимо от идеологических и прочих различий; необходимость параллельного движения национального развития и общемирового процесса, их взаимодополнения и взаимообогащения, равноправного сотрудничества и обменов.

Мировая экономика не может быть исламской, христианской, буддистской или иудейской, поскольку она мировая.

Именно взаимосвязанность и целостность мира составляют объективную основу формирования системы мировой экономики. 2. Экономика Египта Основы современной египетской экономики были заложены при Мухаммеде Али, который правил страной в 1805 1849. В то время началось выращивание хлопка для экспорта в европейские страны, более интенсивное строительство дамб и каналов.

Благодаря крупномасштабным общественным работам полностью изменилась система орошения, что позволило круглогодично выращивать сельскохозяйственные культуры. К эпохе правления Мухаммеда Али относится также строительство первых железных дорог и модернизация портов.

Отсутствие стимулов к производству, доступа к современным технологиям и наплыв дешевых промышленных товаров из Европы сковывали развитие промышленности в 19 в.

Местное текстильное производство было ограничено введением английской администрацией специального налога на египетских производителей.

Начиная с 1920-х годов египетские и иностранные предприниматели приступили к созданию текстильных и других промышленных предприятий. В значительной степени развитию местной промышленности способствовало то обстоятельство, что в годы Второй мировой войны страна оказалась изолированной от внешнего мира. После революции 1952 одной из главных задач национального развития стала индустриализация Египта. К началу 1990-х годов в промышленном производстве было сосредоточено 22% трудовых ресурсов страны. Насер значительно усилил роль государства в экономической жизни Египта, национализировал сначала иностранные, а затем и принадлежавшие местному капиталу предприятия и банки и переориентировал национальную торговлю на бартерные сделки со странами социалистического лагеря. Хотя претворение в жизнь амбициозных планов индустриализации Египта столкнулось с трудностями уже к 1965, наиболее серьезный удар по экономике нанесло поражение в войне с Израилем в июне 1967. В результате войны были утеряны такие важные районы, как зона Суэцкого канала и Синайский п-ов, где сосредоточены основные нефтяные месторождения страны. Вся промышленность Египта была переведена на военные рельсы для подготовки к возвращению этих территорий. После частичной победы Египта в войне 1973 и четырехкратного увеличения мировых цен на нефть в 1973 1974 процесс экономических преобразований в стране ускорился. В ходе реализации политики открытых дверей были либерализованы банковская и валютная сферы экономики. По мнению президента Анвара Садата, это должно было способствовать привлечению в страну иностранного капитала и облегчить экспорт египетской рабочей силы в такие основные нефтедобывающие арабские страны, как Ливия и Саудовская Аравия. Темпы экономического роста ускорились, состояние государственного платежного баланса улучшилось. В 1991 по договоренности с МВФ правительство Египта объявило о начале реализации программы реформирования экономики. Была заморожена заработная плата, постепенно сокращены субсидии на основные продукты питания и услуги, преданы забвению заверения, данные еще Насером, о том, что каждый выпускник колледжа будет обеспечен рабочим местом. В 1993 началась реализация программы приватизации, которая к 1997 предусматривала передачу в частные руки 85 из 314 государственных предприятий.

Реформаторские усилия Египта были вознаграждены займами от МВФ. Программа реформ в Египте была направлена на ускорение темпов развития экономики, создание около полумиллиона рабочих мест ежегодно и более тесную интеграцию с мировыми рынками.

Видное место в системе реструктуризации экономики занимали приватизация, либерализация торговли, снижение роли государства в сфере инвестиционной деятельности. Был сокращен бюджетный дефицит, резервы иностранной валюты в 1996 достигли 17 млрд. долл. США. В том же году темпы инфляции снизились до 7%. Успехи в реструктурировании экономики были закреплены во время Третьей конференции стран Ближнего Востока и Северной Африки (ноябрь 1996, Каир), на которой были заключены соглашения об инвестициях в египетскую экономику на сумму 10 млрд. долл. США. В 1997 ВВП в пересчете на душу населения составил 1180 долл. США, что позволило Всемирному банку включить Египет в категорию государств со средним доходом. Одной из самых серьезных экономических проблем по-прежнему остается безработица. По оценкам на 1999, уровень безработицы составил около 12%, а ежегодный прирост трудовых ресурсов 3%. По данным Всемирного банка, 3,2% египтян находится за чертой бедности. В 1991 был создан Социальный фонд развития (СФР), призванный смягчить негативные последствия реализации экономических реформ.

Анализ специалистами Всемирного банка деятельности СФР привел к выводу, что ежегодно благодаря этому фонду в стране создавалось от 50 до 70 тыс. рабочих мест (около четверти всех мест внесельскохозяйственной сферы деятельности) в основном на мелких предприятиях. В смешанной экономике Египта доминирующая роль по-прежнему принадлежит государственному сектору, который постепенно сокращается в ходе реализации программы реформирования экономики и продолжающегося процесса приватизации бывших государственных предприятий.

Частный сектор экономики включает б льшую часть сельскохозяйственного производства, мелкие учреждения, связанные с торговлей и обслуживанием, и небольшие ремесленные производства со штатом менее 10 человек, которые специализируются главным образом на производстве тканей, продуктов питания, мебели, кожаной галантереи и металлоизделий.

Широкомасштабное промышленное производство, транспорт и связь, торговля и банковское дело с 1960-х годов включены в государственный сектор экономики. В собственности государства находятся более 200 крупных промышленных предприятий, на которых производится две трети всей товарной промышленной продукции и занято около половины всех промышленных рабочих. В 1970-е годы правительство Садата придерживалось политики привлечения иностранного (как западного, так и арабского) капитала.

Однако б льшая часть иностранных инвестиций шла не на развитие производства, а на финансирование сферы услуг и в сферу распределения потребительских товаров. Тем не менее приток инвестиций способствовал капиталовложениям в промышленность национальных частных вкладчиков и более полному использованию имеющихся производственных мощностей. В 1991 по рекомендации МВФ правительство приступило к реализации программы реструктуризации экономики. Эта программа включала либерализацию процентных ставок, деятельности валютных бирж и цен и введение единого налога с продаж.

Усилия по реструктуризации экономики были продолжены в 1996 при поддержке двухлетней программы МВФ. Цель программы ускорить темпы экономического роста, ежегодно создавать ок. 500 тыс. рабочих мест и интегрировать экономику Египта в мировую экономическую систему.

Заметное место в программе занимает приватизация государственного промышленного сектора. Были предприняты также шаги по либерализации торговли и инвестиционной деятельности.

Однако результаты экономических реформ неоднозначны. В частном секторе увеличилось число малых и средних предприятий, достигшее в середине 1990-х годов 211 тыс.

Продолжался рост прямых иностранных инвестиций и доли экспорта, не связанной с вывозом нефти и нефтепродуктов. В 2002 валовой внутренний продукт (ВВП) Египта по паритету покупательной способности оценивался в 289,8 млрд. долл. США (из них 17% приходилось на сельское хозяйство, 34% промышленное производство, 49% сферу услуг). Наблюдалось быстрое развитие экономики: к 2002 финансовому году реальный ежегодный рост ВВП достиг 3,2%.В 2002 доля ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) увеличилась до 4000 долл. США. Главным энергетическим ресурсом является добываемая в стране нефть.

Другие источники местный природный газ и гидроэлектроэнергия, вырабатываемая главным образом на двух ГЭС в районе Асуана.

Примерно три четверти электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, работающих на ископаемом топливе, а пятая часть приходится на ГЭС. В 1998 в Египте было произведено 63 млрд. кВт ч электроэнергии. Эта отрасль полностью обеспечивает внутренние энергетические потребности. С 1983 по 1996 ежегодное производство сырой нефти увеличилось с 32,2 до 45 млн. т, производство природного газа за тот же период возросло более чем в 4 раза с 2,6 до 11,3 млн. т.

Страна располагает значительными запасами строительных материалов песка, камня и гравия, гипса и известняка. В оазисе Бахария ведется разработка железной руды. В небольшом объеме разрабатываются богатые залежи фосфоритов западного побережья Красного моря, а на территории Синайского п-ова марганца.

Несмотря на постоянные усилия правительства по диверсификации промышленности в середине 1980-х годов в экономике ведущие позиции сохраняло производство потребительских товаров, прежде всего текстильных и продовольственных. К концу 1990-х годов на первый план вышли нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, за ними следовали пищевая, текстильная и металлургическая промышленность. До начала процесса индустриализации в 1960-е годы сельское хозяйство играло доминирующую роль в экономике Египта, и даже в наши дни в нем еще занято около 40% трудовых ресурсов. До 1970-х годов важнейшей статьей экспорта Египта являлся хлопок, затем лидерство перешло к нефти, которая сохраняет ведущую роль в национальном экспорте. В 1992 доля нефти в экспорте составила 51%. В результате заметного сокращения экспорта торговый баланс страны постоянно сводится с большим дефицитом. С 1991 по 1994 экспорт, не связанный с нефтью и нефтепродуктами, уменьшился на 20%. В 1998 экспортные поступления составили 3 млрд. долл., а затраты на импорт 15,5 млрд.

Главные статьи экспорта нефть и нефтепродукты, хлопок и текстиль, различные сельскохозяйственные культуры (рис, картофель, фрукты и овощи). Главные статьи импорта продовольственные товары (30% общей стоимости), машины и оборудование, а также широкий набор других промышленных товаров от цемента до автомобилей. На закупку продовольствия за рубежом тратятся почти все поступления от продажи нефти.

Дефицит торгового баланса покрывается главным образом за счет валютных переводов египтян, работающих за рубежом, доходами от иностранного туризма, пошлинами за право пользования Суэцким каналом, финансовой помощью правительства США и кредитами частных банков. В середине 1980-х годов в связи с трудностями в сфере инвестиций и проблемами занятости в нефтедобывающих арабских странах, вызванных резким сокращением поступлений от экспорта нефти, денежные переводы и приток иностранных туристов в Египет из-за опасений актов терроризма уменьшились. 3. Экономика ОАЭ Беспрецедентное переустройство экономики, наблюдавшееся в ОАЭ с момента образования государства, стало реальностью благодаря рациональному использованию огромных доходов нефтяной отрасли.

Однако, несмотря на то, что нефть и газ остаются главными статьями доходов государственного бюджета, секретом нынешнего экономического успеха стала целенаправленная политик властей по освоению новых сфер промышленно-хозяйственной деятельности, приведшая в итоге к появлению новых секторов экономики.

Эмираты располагают значительными запасами нефти и природного газа, крупными инвестициями иностранного капитала и резервными валютными средствами за рубежом.

Падение мировых цен на нефть в 1998 не явилось угрозой для эмиратской экономики, поскольку в последние годы власти страны особое внимание обращали на развитие не нефтяного сектора.

Страна имеет сбалансированный бюджет, расходная часть которого на 2004 г. составляет 6,2 млрд. долл., доходная часть 5,5 млрд. долл. при дефиците бюджета 3%. По сравнению с 2003 г. доходная часть возросла на 4%, расходная на 7%, что привело к росту дефицита на 200 млн. долл.

Увеличение расходной части обусловлено возрастанием расходов на оборону, а также расходов на социальные нужды, в первую очередь на строительство бесплатного жилья для жителей коренной национальности. ВВП составил в 2004 г. 48 млрд. долл. В результате крупных капвложений в последние годы в структуре ВВП растет доля торговли и туризма 12%, строительства 10%, обрабатывающей промышленности 8,3%, транспорта 7,2%, электроэнергетики и водоснабжения 3%, сельского хозяйства и рыболовства 2%. В 2004 г. замедление темпов роста ВВП продолжалось. Если в 2003 г. они составили 1% по сравнению с 9% в среднем в год в предыдущее пятилетие, то в 2004 г. ВВП снизился на 5,6%. По уровню дохода на душу населения 17 тыс. долл. в год. ОАЭ находятся на одном из ведущих мест в мире.

Основной причиной снижения темпов экономического роста стало снижение цен на сырую нефть на мировом рынке.

Несмотря на это не нефтяные отрасли экономики ОАЭ продолжали ускоренно развиваться, что свидетельствует об ослаблении зависимости экономики страны от экспорта сырой нефти, Темпы прироста ВВП не нефтяных отраслей в 2004 г. составили 6,5%. Эмират Абу-Даби намерен инвестировать в течение ближайших 5 лет 7 млрд. долл. в развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и 18 млрд.долл. в не нефтяные отрасли, в том числе 39% в электроэнергетику и водоснабжение, 27% транспорт и коммуникации, 13% коммунальные службы, 9% жилищное строительство, 3% с/х объекты.

Основной объем инвестиций предусматривается осуществить за счет средств частного сектора.

Перерабатывающая промышленность представлена Дубайским алюминиевым заводом, 3 предприятиями по производству кабеля, цементными заводами, многочисленными предприятиями текстильной и пищевой промышленности, небольшими заводами по производству сталепроката, труб и красок, стройматериалов.

Несмотря на неблагоприятные природные условия, число с/х ферм превысило в 2004 г. 22 тыс.т., урожай овощей 350 тыс. т. (50% внутренних потребностей), фруктов 450 тыс. т. (50 %). С 20 млн. пальм сбор фиников составляет 230 тыс. т. в год.

Количество голов крупного и мелкого домашнего скота достигло 1,2 млн.т., производство мяса 30 тыс. т. в год (30% потребностей), молока 85 тыс. т. (70%), яиц 218 млн. шт. (40%), улов рыбы 100 тыс. т.

Ведется строительство ряда новых ТЭС, что позволит довести мощности до 8 тыс. мВт. Более двух третей потребления пресной воды в стране обеспечивается за счет опреснения морской воды.

Мощности по опреснению (475 млн. куб.м. в год) обычно совмещены с ТЭС. Намечено строительство ТЭС Тавиля А-2 на 710 МВт. и 50 млн. галлонов опресненной воды в день. В рамках программы приватизации впервые в эмирате Абу-Даби указанная ТЭС будет принадлежать на 40% иностранной компании СиЭмЭс (США). Стоимость строительства составит 650 млн. долл., из которых две трети будет финансироваться за счет заемных средств, а треть за счет владельцев, т.е. правительства Абу-Даби и американской компании.

Контракт на ее строительство подписан с консорциумом Сименс и корейской компании Ханжюн . Развитие нефтяной промышленности также способствовало притоку иностранной рабочей силы, которая сейчас составляет примерно три четверти населения страны.

Развитие бизнеса и туризма способствовало началу в эмиратах строительного бума.

Сегодня правительство ОАЭ важное внимание уделяет развитию альтернатив нефтяной промышленности: идет освоение земель (на сегодня сельское хозяйство эмиратов уже в состояние удовлетворить внутренний спрос на овощи и фрукты), развитие разных отраслей промышленности, превращение портов в международные торговые центры.

Важное внимание уделяется технологиям опреснения воды. 40% национального бюджета идет на военные расходы. ОАЭ это относительно молодое государство, обладающее, тем не менее, богатыми историей и традициями.

Занимая лишь небольшую часть Аравийского полуострова, государство играет несоизмеримо большую роль в ближневосточном регионе, в его экономической, политической и культурной жизни.

Появление и бурное развитие государства стали возможными в первую очередь благодаря огромным доходам от продажи нефти, которой в больших объёмах обладают ОАЭ. Однако в отличие от большинства стран региона ОАЭ осознали бесперспективность и не долгосрочный характер такого развития, и поэтому последние два десятилетия активно развивают не нефтяные сектора экономики. Это позволило им избежать серьёзных проблем во время кризиса 97-98 гг. Это же помогает им сейчас активно включаться в международную торговлю, международное движение капиталов, привлекать иностранные инвестиции и развивать туристический бизнес.

Заключение В данной работе ставилась следующая цель: рассмотреть экономику и международное экономическое положение мусульманских стран.

Изучая экономику мусульманских стран, обращаем внимание не только ежегодный рост ВНП и ВВП, экспорт, импорт, инфляцию, внешний долг, но и на то, что на них оказывает непосредственное влияние.