Генрих фон Зибель о французской революции

Генрих фон Зибель о французской революции

Однако в Германии еще не существовало единого центра организации исторических исследований: ни общегерманской академии, ни национального исследовательского института. В различных землях Германской империи создавались исторические общества, в которых были представлены крупные ученые-специалисты. Самое известное из них было организовано при Баварской академии наук.

Общества занимались большей частью изучением истории отдельных районов страны. В 1852 г. местные исторические общества объединились в Общий союз германских обществ истории и изучения древностей, который ежегодно устраивал конференции и имел свой печатный орган.

Возникли и два крупных исторических музея: Германский музей в Нюрнберге и Римско-германский центральный музей в Майнце. С 1874 г. начатая еще в 1819 г. известная публикация средневековых источников Monumenta Germaniae Historica , ранее выпускавшаяся корпорацией ученых, стала осуществляться под руководством имперской дирекции в Берлине.

Иногда их называли политическими историками , потому что их открыто тенденциозные труды ярко отражали связь между классово-политической борьбой и исторической наукой.

Главными представителями малогерманцев были Генрих фон Зибель, Иоганн Густав Дройзен, Генрих фон Трейчке. В данном реферате подробнее затронем биографию и историко-трудовую деятельность немецкого ученого и политического деятеля Генриха фон Зибеля, а также его вклад в историографию в целом и труде Geschichte der Revoluzionszeit ( 1853 и сл., 4 изд., 1878 ; часть её, до 1795 , переведена на русский язык , СПб ., 1863 1864 ) в частности, где рассматривал революцию как событие не только французское, но общеевропейское. Но обо всем этом рассмотрим в основной части реферативной работы более детально. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ГЕНРИХА ФОН ЗИБЕЛЯ Генрих фон Зибель ( нем. Heinrich von Sybel ) родился 2 декабря 1817 в Дюссельдорфе и скончался 1 августа 1895 в Марбург е.

Оставил заметный вклад в истории своими трудами как немецкий историк и деятельностью как политик, представитель националистической прусско-малогерманской школы ведущего направления немецкой буржуазной исторической науки 2-й половины XIX века. По своему происхождению и общественному положению был тесно связан с той частью крупной буржуазии, которая давно тяготела к прусскому государству.

Зибель получил образование в Берлинском университете, где учился у Леопольд фон Ранке [1] и Фридрих Карл фон Савиньи [2] . С 1846 профессор Марбургского, в 1856 60 Мюнхенского, в 1861 74 Боннского университетов. В Мюнхене, где он был секретарем известной 'исторической комиссии', им предпринято издание актов немецких сеймов и основан в 1859 году пользующийся широкой известностью исторический журнал Historische Zeitschrift , который до сегодняшнего дня является ведущим органом германской буржуазной исторической науки. В 1861 г.

Зибель вернулся на кафедру истории в Бонн, а в 1875 г. переселился в Берлин, где получил должность директора прусских государственных архивов, предпринял с 1878 года обширное (рассчитанное на 70 томов) издание архивных документов и вошел в состав комиссии по изданию ' Monumenta Germaniae historica '. Был депутатом сначала в гессенской, затем в прусской палате с 1862 по 1864 годы; в последней, где он примкнул к 'малогерманской' партии', выступал противником правительства в известном вопросе о преобразовании армии и в польских делах; позже примкнул к национал-либералам и также был депутатом в рейхстаге Северогерманского союза с 1867 года. Им основана немецкая рейнская ассоциация для борьбы с ультрамонтанством [3] (' Deutscher Verein der Rheinprovinz '). Стоит отметить работы Зибеля тем самым обозначить его историографический вклад в развитии мысли того времени: Gesch. des ersten Kreuzzugs ( Дюссельдорф , 1841 , 2 изд., 1881 ) первый строго-критически и по точному методу написанный труд по этому вопросу. Entstehung d. deutschen K nigthums (2 изд ., 1881 ). Die Unechtheit des heiligen Kocks in Trier (3 изд ., Бонн , 1845 ). Die deutsche Nation und das Kaiserreich ( Дюссельдорф , 1862 ; резкая критика средневековой германской империи и теоретическое оправдание стремлений малогерманской партии). Ueber die Gesetze des historischen Wissens ( Бонн , 1854 ). Prinz Eugen v. Savoyen ( Мюнхен , 1861 ). Die Erhebung Europas gegen Napoleon ( Мюнхен , 1860 ). Kleine histor. Schriften (3 изд ., 1880 ). Vortr ge und Aufs tze ( Берлин , 1814 ). Frieden in Frankreich ( Дюссельдорф , 1871 ). Klerikale Politik im XIX J. ( Бонн , 1874 ). Geschichte der Revoluzionszeit ( 1853 и сл., 4 изд., 1878 ; часть её, до 1795 , переведена на русский язык , СПб ., 1863 1864 ). Последнее сочинение в наибольшей степени способствовало широкой известности Зибеля. Оно написано на основе архивных материалов и рассматривало революцию как событие не только французское, но общеевропейское. Более позднее сочинение Зибеля: Die Begr ndung des deutschen Reiches durch Wilhelm I ( 1889 1890 , Мюнхен и Лейпциг ). В канун революции 1848 1849 гг.

Зибель опубликовал брошюру Политические партии Рейнских провинций, рассмотренные в их отношении к прусской конституции , в которой откровенно выражалось его политическое кредо. Он требовал реформ сверху . Современная промышленность, обосновывал он свою позицию, перевернула весь мировой (феодальный) порядок. Она мобилизовала все средства, разорвала цепи цехов и гильдий так же, как и маленькие мирки старого сеньориального господства. Она разбросала то, что лежало рядом, и соединила то, что было удалено друг от друга . Далее, обнаруживая глубокое для своего времени проникновение в современные ему социальные отношения, он писал: Более нет столь существенного в средние века противоречия между земельными собственниками и безземельными, есть противоречия между имущими, т. е. капиталистами, и неимущими, т. е. трудящимися. Если средневековье имело право, с точки зрения политической, предпочитать помещиков, то столь же закономерно, что современная конституция предоставляет первое место капиталистам . Однако позднее он совершил политический поворот, пропагандируя не главенство буржуазии, а ее классовый компромисс с юнкерством.

Выдвинув тезис о примирении точек зрения этих классов, Зибель явился одним из родоначальников такого компромисса в историографии.

Следовательно, защита интересов буржуазии и антидемократизм стали отправными пунктами его исторических работ. ГЕНРИХ ФОН ЗИБЕЛЬ И МАЛОГЕРМАНЦЫ Историки малогерманской школы оказали широкую идеологическую поддержку войне Гогенцоллернов против монархии Габсбургов в 1866 г. Это выразилось, прежде всего, в создании легенды о национальной миссии Гогенцоллернов, изображавшей их политику как осуществление во все времена национально-государственных интересов.

Основа легенды была заложена Дройзеном в Истории прусской политики (14 тт., 1855 1886). Трейчке решительно провозгласил необходимость вооруженной борьбы против партикуляристско-династических сил: Изгнание княжеских династий, присоединение их к Пруссии такова моя программа . Он оставил даже к началу войны профессуру во Фрейбурге и взялся в Берлине за редактирование Прусских ежегодников , пропагандировавших малогерманский путь объединения страны. Эти же идеи развивал на страницах Исторического журнала Зибель. После победы над Австрией малогерманцы выдвинули задачу обосновать с исторической точки зрения и политически пропагандировать опруссачивание всей Германии.

Малогерманские историки отказались от гегелевской философии истории, презрительно отклоняли исторические конструкции идеологов Просвещения, явно поворачивали к реакционным субъективно-идеалистическим схемам. На практике отстаивавшийся ими реальный исторический идеализм означал открытое провозглашение принципа буржуазной партийности историографии.

Вместе с тем малогерманцы прикрывали субъективизм своих исследований ссылками на интересы народа и государства . Буржуазную партийность они отождествляли с подлинной научной объективностью, полагая, что объединение Германии под эгидой Пруссии соответствовало интересам немецкого народа.

Малогерманская школа отказалась от идей исторической школы права о решающей роли правовых институтов в истории и от мысли Ранке о главенстве религиозных идей. На первое место она поставила великую историческую личность . Четкая политическая программа малогерманцев, их непосредственный отклик на наиболее актуальную тогда проблему создания национального государства обусловили большое влияние этой школы.

Государство выступало в их трудах как высочайшая нравственная власть, стоящая над классами и партиями. Видя в нем центральный фактор истории , малогерманцы восхваляли основу буржуазно-юнкерской империи союз дворянства и буржуазии и осуждали рабочее движение как враждебное государству . Малогерманцев занимали также вопросы буржуазной революции, конституционной монархии и парламентаризма. Для Генриха фон Зибеля в 50-е годы центральной проблемой был вопрос о революции. Он изобразил вождей-демократов революции 1848 1849 гг. ограниченными и фанатичными демагогами.

Наиболее крупное произведение Зибеля многотомная История Французской революции с 1789 по 1800 г. , начавшая выходить с 1853 г.

Зибель был первым историком, который дал общую картину международных отношений периода Великой французской революции; он рассматривал ее как событие, важное не только для Франции, но и для всей Европы.

Зибель коснулся и ряда социальных вопросов, аграрной и финансовой проблем. Его антифеодальная позиция несомненна.

Содержание истории целого столетия, писал он, заключалось в уничтожении феодализма , здесь были невозможны ни колебания, ни задержки . Однако лейтмотивом работы является стремление развенчать революцию.

Зибелю претили ее плебейские методы. Он утверждал, что революция сама по себе была необязательна и переход к современному государству мог более успешно осуществляться на пути реформ.

Зибель был одним из самых воинственных борцов против великогерманской идеологии.

Полемику с ней его Исторический журнал вел с большим пылом. В центре разногласия находился спор Зибеля со сторонником великогерманского пути Юлиусом Фикером из-за оценки политики средневековой Священной Римской империи германской нации , преемницей которой считала себя Австрия.

Основной тезис Зибеля: политика австрийских императоров противоречила интересам нации, силы которой растрачивались на всегда манящий, всегда прельщающий мираж власти к югу от Альп . Имперская политика усиливала партикуляризм. В этой критике имелось рациональное зерно: итальянские походы действительно ослабляли империю.

Однако упрек Зибеля в адрес императоров, неверно выбиравших направление агрессии ( целесообразнее было стремиться на Восток), наглядно свидетельствовал об истинном характере его критики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, для Зибеля, идеолога крупной буржуазии, характерно сочетание умеренно-либеральной критики феодальных пережитков, раздробленности Германии с антидемократизмом, резкой враждебностью к революционному движению. Как и другие либералы, Зибель совершил переход от оппозиции Бисмарку к компромиссу с юнкерством; активно поддерживал (с середины 60-х гг.) прусско-монархический путь объединения Германии.

Считая историю наукой политической, Зибель проводил свои политические идеи в исторических сочинениях.