Иисус Христос и язычники в Евангелии

Иисус Христос и язычники в Евангелии

Положение, однако, оказалось более сложным. 1. Контрасты в словах и действиях а) Проявления обособленности. - Даже во время пребывания на чужой земле Иисус при возвещении Евангелия и совершении чудес не выходит за пределы иудейства: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф 15.24); нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мк 7.27). Посылая Двенадцать на проповедь, Он дает им то же указание: На путь к язычникам не идите (Мф 10.5 сл). б) Перспективы универсализма. - Однако, наталкиваясь на злую волю этих погибших овец и в то же время находя великую веру в Него у некоторых иноземцев, Он исполняет их просьбы и ставит их в пример.

Таковы случаи с Капернаумским сотником (Мф 8.10 п), прокаженным Самарянином (Лк 17.17), Хананеянкой (Мф 15.28)... В царстве Божием эти люди - начатки из языческого народа. И при будущем развитии Царства число их будет возрастать: на эсхатологический пир придут со всех сторон, тогда как Израильтяне - прирожденные члены Царства - окажутся исключенными из него (Лк 13.28)... В этой удивительной перспективе прежнее положение Иудеев и язычников оказывается обратно пропорциональным в отношении права на преимущества Завета: Божий виноградник будет отнят у Израиля и доверен другим виноградарям (Мф 21.43). 2. Разрешение антиномии. - У Христа нет противоречия между обособленностью и универсализмом. Но Он действует соответственно чередующимся фазам изменяющегося положения.

Вначале Он мекал обращения Израиля, чтобы сделать его посланником Царства в перспективе всеобъемлющего универсализма.

Потому Он и не выходил за пределы Своего народа. Но ожесточение Иудеев противостояло такому намерению. Тогда осуществление замысла о спасении приняло иное направление: отвергнутый Своим народом, Иисус пролил Свою кровь за многих, во оставление грехов (Мф 26.28), и это жертвоприношение, скрепляя эсхатологический Союз-Завет, открыло доступ в Царство всем людям. После этого человеческий род смог вновь обрести свое внутреннее единство, благодаря восстановлению связи с Богом. Вот почему, когда жертвоприношение было завершено Его славным воскресением, Иисус дал Двенадцати вселенскую миссию: возвещать Евангелие всякой твари (Мк 16.15), научить все народы (Мф 28.19), быть Его свидетелями до предела земли (Деян 1.8). В свете Христова Воскресения иудейская обособленность была окончательно преодолена. II . БЛАГОВЕСТИЕ НАРОДАМ 1. Первохристианская община и язычники а) Постепенное расширение Церкви. - Несмотря на вселенское значение Пятидесятницы, когда хвала Богу была возвещена на всех языках (Деян 2.8-11), первохристианская община сначала ограничилась проповедью Евангелия Израилю: спасение должно было возвеститься в нем, а затем распространиться на весь мир. Но под действием Духа Церковь постепенно выходит из этого замкнутого круга: Филипп проповедует Евангелие в Самарии (Деян 8); Петр крестит сотника Корнилия, прозелита, еще не присоединенного к Израилю через обрезание (Деян 10); в Антиохии, наконец, Господь Иисус возвещается Эллинам, которые обращаются в большом числе (11.20 сл). Затем призвание Павла дает Церкви избранное орудие, в котором она нуждалась для благовестия язычников (9.15; 22.15,21; 26.17), согласно пророчествам (13.47; ср Ис 49.6). б) Собор в Иерусалиме. - Этим расширением Церкви ставится основной вопрос: надо ли пришедших к вере язычников понуждать к соблюдению иудейского 3акона? Во время собора в Иерусалиме Павел твердо стоит на том, чтоб на них не налагали такого ярма (Деян 15.1-5; Гал 2); Петр его поддерживает и Иаков объявляет обращение язычников согласным Писанию (Деян 15.7-19). Итак, жизненный опыт помогает сделать окончательный логический вывод, к которому вели размышления о крестной смерти и воскресении Иисуса: в Церкви - новом народе Божием - язычники занимают то же место, что и Израиль, и Павел утверждается в своем особом призвании Апостола язычников (Гал 2.7). 2. Павел - Апостол язычников. - В своей апостольской деятельности Павел, однако, считается с положением вещей, имеющим корни в ВЗ: он всегда возвещает Евангелие в первую очередь Иудеям; лишь встретив отказ с их стороны, он обращается к язычникам (Деян 13.45; 18.; 19.8; Рим 1.16; 2.10). Но в то же время он ясно объясняет, каково положение язычников в свете Евангелия. а) Языческие народы и Евангелие. - На людей, происходящих из язычников так же как и на Иудеев открывается гнев Божий за всякое нечестие (Рим 1.18). Бог явил им Себя через Свое творение (1.19 сл; Деян 14.17), а они не признали Его (Рим 1.21 сл); Он дал им познать Свой Закон посредством их совести (2.14 сл), а они предались своим необузданным похотям, вследствие идолопоклонства (1.24-32). Но ныне Богу угодно явить им Свое милосердие, как и Иудеям, если только они уверуют в Евангелие (1.16; 3.21-31; 10.12). И тем, и другим вера приносит оправдание: согласно свидетельству Писания, истинные сыны Авраамовы, 'наследники обетованного ему благословения, - те, кто исповедуют веру (Гал 3.6-9). Народ, теперь облагодетельствованный этим обетованием, включает в себя и обрезанных, и необрезанных, и т. обр.

Авраам становится отцом множества народов (Рим 4). 6) Иудеи и язычники в Церкви. - Итак, в Иисусе Христе единство человечества восстановлено. Нет больше ни Эллина, ни Иудея (Гал 3.28); Иудеи и язычники примирены с тех пор, как пала существовавшая между ними стена ненависти. Они образуют одно новое человечество, единое здание, в котором Христос - краеугольный камень, единое Тело, которого Он - глава (Еф 2.11-22). Эта тайна единства осуществляется уже теперь в Церкви, в ожидании своего небесного свершения.