Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду

Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду

Экологическая безопасность . Здесь мы, опираясь на законы Р. Ф., дали этому понятию.

Обосновали связь экологическая безопасность и природопользование, природоохрана и экополитика, тем самым определили основные сферы деятельности (управления). Здесь же мы намекнули на то, что эта деятельность должна быть не только защищающая, но в большей степени поддерживающая способность природы (биосферы) справляться с антропогенными воздействиями самостоятельно без нанесения невосполнимого урона для себя.

Управление природопользованием и экологическая политика . Здесь мы дали определения понятиям «управление» и «цель управления». В сфере экополитики выделили четыре основных уровня.

Отталкиваясь от этого мы рассмотрели типовую стратегию, принципы и цели одного из уровней в сфере экополитики ( национальный), что на наш взгляд необходимо.

Подробно рассказали о трёх основных методах экополитики (административном, экономическом и смешанном). Административные методы управления (прямое регулирование). Здесь мы постарались рассмотреть очень кратко, но максимально возможные нормативно правовые инструменты, ссылаясь на законы Р. Ф. и международные стандарты.

Экономические методы управления . Здесь мы кратко рассмотрели рыночные и фискальные инструменты управления экологической безопасности.

Останавливаясь на более распространенных методах.

Критерии отбора и оценки инструментов экологической политики. Здесь мы выделили три основных, но трудно совместимых критериев: равенство придельных природоохранных затрат, предотвращенного ущерба эффективного уровня качества. морально нравственный. соотношение силы инструментов экополитики и стимула к техническим инновациям, инвестициям.

Преимущества и недостатки административных и экономических методов управления. Здесь мы, по возможности, рассмотрели сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки выше указанных методов, тем самым , обосновывая совместный метод управления (смешанный метод). При этом мы привели новые инструменты, обстоятельства, критерий которые открывают перед экополитикой качественно новый инструмент морально этического воздействия (убеждения, воспитания, обучения). В третей части работы мы привели теоретическую выкладку представ ление промышленного предприятия как эколого-экономическая система (ЭЭС), математическую методику расчёта влияния экономической системы на экологическую.

Венцом расчетов является уравнение сбалансированности ЭЭС (8). Для написания первой части работы мы использовали источник №3 из спис к а используемой литературы , для основной, второй части работы в основном был использован №2 и лишь отчасти №1.для третей части использовался источник №1. Полный объём работы составляет 39 листов.

Классификация антропогенных воздействий на окружающу ю среду. Под антро погенными в о здействиями понимают деятельность, связанную с реализацией экономически х, военных, рекреационных, куль турных и других интересов человека, вносящую физические, химические, биологические и другие изменения в окружающую природную среду.

Известный эколог Б. Коммонер (1974) выделял пять, по его мнению, основных видов вмешательства человека в эколо гические процессы: упрощение экосистемы и разрыв биологических циклов; концентрация рассеянной энергии в виде теплового загряз нения; рост числа ядовитых отходов от химических производств; введение в экосистему новых видов; появление генетических изменений в организмах растений и животных.

Подавляющая часть антропогенных воздействий носит це ленаправленный характер, т. е. осуществляется человеком со знательно во имя достижения конкретных целей.

Существуют и антропогенные воздействия стихийные , непроизвольные , имеющие характер последействия (Котлов, 1978). Например, к этой категории воздействий относятся процессы подтопления территории, возникающие после ее застройки, и др.

Нарушения основных систем жизнеобеспечения биосферы связаны в первую очередь с целенаправленными антропоген ными воздействиями. По своей природе, глубине и площади распространения, времени действия и характеру приложения они могут быть различными (Схема 1, по Е. М. Сергееву, В. Т. Трофимову, 1985). Анализ экологических п оследствий антропогенных воздей ствий позволяет разделить вс е их виды на положительные и от рицательные (негативные). К положительным воздействиям че ловека на биосферу можно отнести воспроизводство природных ресурсов, восстановление

Антропогенны е
воздействи я
Тепловые
Целенаправленные воздействия Биосфера
Площадные
Физические Шумовые
Точечные
Радиоактивные
Статические
Электромагнитные
Динамические
Длительные Тяжёлыми
металлами
Кратковременные Пестицидами
Глубинные Отдельными
Химические химическими
веществами
Приповерхностные и элементами
СПАВ
Прямые
Пластмассами
Косвенные
Механические,
физические, Биогенные
химические
биологические
Биологические Микробиологические
Генная инженерия
Схема 1 Классификация целенаправленных Схема 2 Виды загрязнений окружающей среды
антропогенных воздействий на биосферу
з апасов подземных вод, полезащит ное лесоразведение, рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и некоторые другие мероприятия.

Отрицательное (негативное) воздействие человека на био сферу проявляется в самы х разнообразных и масштабных ак циях: вырубке леса на больших площадях, истощении запасов пресных подземных вод, засолении и опустынивании земель, резком сокращении численности, а также исчезновении видов животных и растений, и т. д.

Главнейшим и наиболе е распространенным видом отрица тельного воздействия человека на биосферу является загрязне ние.

Большинство острейших экологических ситуаций в мире, и в частности в России, так или иначе связаны с загрязнением окружающей среды (Чернобыль, кислотные дожди, опасные о тходы и т. д.). Поэтому понятие «загрязнение» рассмотрим подробнее.

Загрязнением называ ют поступление в окружающую при родную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энерги й (в виде звуков, шумов, излуче ний) в количествах, вредн ых для здоровья человека, живот ных, состояния растений и экосистем. Более развернутую характеристику этого понятия приводит известный французский ученый Ф. Рамад (1981): « Загрязнение есть неблагоприятное изменение окружающей среды, которое целиком или частично являет ся результатом человеческой дея тельности, прямо или косв енно меняет распределение прихо дящей энергии, уровни радиации, физико-химиче ские свойст ва окружающей среды и условия существования живых существ. Эти изменения могут влиять н а человека прямо или через сель скохозяйственную продукцию , через воду или другие биологи ческие продукты (вещества)». По объектам загрязнения различают загр язнение поверхно стных и подземных вод, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение почв и т. д. В последние годы актуальными стали и проблемы, связанные с загрязнением околоземного космиче ского пространства . Источниками антропогенного загрязнения , наиболее опас ного для популяций любых организмов, являются промышлен ные предприятия (химические, металлургические, целлюлоз но -бумажные, строительных материалов и др.), теплоэнерге тика , транспорт, сельскохозяйственное производство и другие технологии. Под влиянием урбанизации в наибольшей степе ни загрязнены территории крупных городов и промышленных агломераций.

Природными загрязнителями могут быть пыль ные бури, вулканический пепел, селевые потоки и др. По видам загрязнений выделяют химическое, физическое и биологическое загрязнение (Схема 2; по Н. Ф . Реймерсу , 1990; с изменениями). По своим масштабам и распростране нию загрязнение может быть локальным (местным), регио нальным и глобальным . Под видами загрязне ний понимают также любые нежела тельные для экосистем а нтропогенные изменения (Схема 3; по Г. В. Стадницкому и А. И. Родионову, 1988): ингредиентное (минеральное и органическое) загрязнение как совокупность веществ, чуж дых естественным биогео ценозам (например, быт овые стоки, ядохимикаты, продук ты сг орания и т. д); параметрическое загрязне ние, связанное с изменениями качественных параметров окружа ющей среды (тепловое, шу мовое, радиационное, электромагнитное); биоценотическое загрязнение, вызывающее нарушение в со ст аве и структуре популяций живых ор ганизмов (перепро мы сел, направленная интродукция и акклиматизация ви дов и т. д.); стациально - деструкционное загрязнение (стация место обитания популяции, деструк ция разрушение), связан ное с нарушением и пре образованием ландшафтов и экоси стем в проц ессе природопользования (зарегулир ование во дотоков, урбанизация, вырубка лесных насаждений и пр.). Без всякого преувеличения можно отметить, что воздейст вие человека на биосферу в целом и на отдельные ее компонен ты (атмосферу, гидросферу, литосферу и би отические сообще ства) достигло к настоящему времени беспрецедентных разме ров.

Современное состояние планеты Земля оценивается как глобальный экологический кризис.

Особенно возросли темпы роста ингредиентных и параметрических загрязнителей, при чем не только в количественном, но и в качественном отношении.

Негативные тенденции этих воздействий на человека и биоту носят не только выр аженный локальный, но и глобаль ный характер.

Загрязнение среды
Стационально-деструкционое
Ингредиентное Параметрические Биоценотическое
Комплексный фактор беспокойства Вырубка лесных насаждений Эрозия почв
Минеральное Органическое
Нарушение баланса популяций Зарегулирование водотоков Осушение земель
Продукты сгорания ископаемого топлива Продукты сгорания в ДВС Бытовые стоки и мусор
Случайная и направленная интродукция и акклиматизация видов
Карьерная разработка ископаемых Урбанизация
Отходы химических производств Ядохимикаты и удобрения Микробиоло-гические препараты
Лесные и степные пожары
Нерегулируемый сбор, отлов, отстрел, браконьерство Дорожное строительство
Шахтные отвалы и терриконы Аварийные сбросы в акваториях Отходы пищевой промышлен - ности
Перепромысел Прочие формы, связанные с разрушением и преобразованием экосистемы
Отходы металлургий Нефтедобыча и нефтепереработка Отходы животно - водства
Прочие Прочие
Тепловое Шумовое Световое Радиационное Электромагнитное
Схема 3 Классификация загрязнения экологических систем .
Формирование системы управления экологической безопасностью в Р. Ф. Экологическая безопасность.

Рассмотренные выше примеры антропогенных воздействий и экологических поражений от локальных техногенных катастроф до глобального экологического кризиса свидетельствует о том, что современное состояние системы экосферы представляет собой значительную опасность для всего человечества, биосферы и техносферы Земли. За короткий исторический срок хозяйственная деятельность человека дестабилизировала всю систему, вызвав глобальный экологический кризис. В силу существующих в системе внутренних связей эта дестабилизация ударяет по самому человеку (эффект бумеранга). Наступил момент, когда на человека воздействует измененная им природа. Эта опасность тем реальнее, чем выше численность и технико-экономический потенциал человечества. Это «экологическая опасность» (Реймерс, 1992). Для того, чтобы противостоять экологической опасности, необходимо развивать новые формы взаимодействия общества и природы.

Возникает комплексная эколого-экономическая, научно-техническая и правовая проблема обеспечение экологической безопасности.

Существует «Концепция экологической безопасности РФ», утвержденная Минприроды России в 1994 г.

Однако теоретические основы экобезопасности находятся пока в стадии разработки. Само понятие «экологическая безопасность» трактуется различным образом.

Основываясь на общем определении понятия «безопасность», установленном Законом РФ «О безопасности» (1992 г.), предлагается следующее определение: «экологическая безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду». Оно может быть сведено к краткой формуле: «состояние защищенности от опасности». Но так же, как защита не исчерпывает защищенности, так и состояние защищенности не исчерпывает безопасность.

Поэтому общие понятие « Экологическая безопасность » включает в себя конкретные действия в сферах: природопользование; природоохрана; экополитика и др.

Безопасность сложной системы определяется не столько субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними, свойствами устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности.

Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды. У правление природопользованием и экологическая В хозяйственной деятельности предпр иятий отсутствует механизм, опи рающийся на экономический инструментарий стиму лирования природоох ранных мероприятий.

Создание такого инструментария в настоящее время чрезвычайно актуально и необходимо. Это определяется не только внутрен ними потребностями России, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество и возникающими в этой свя зи объективными требованиями ис пользования в хозяйственной практике мировых стандартов.

Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользо вания, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее эффективного использования экономикой природных ресурсов и, во-вторых, это проблема поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей есте ственно-исторического характера, а так же с учетом изменяющихся потреб ностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне эконо мических проблем современности.

Понятие управления природопользова нием вошло в употребление в Рос сии в конце 80-х гг.

Управление это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

Содержательный смысл управления природопользование м раскрывается в конкретных фор мах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления обеспечение экологически безопасного и ус тойчивого развития.

Характер си стемы управления определяется прежде всего поставленной целью и зави сит от особенностей конкретной территор ии, что влияет на специфику при родопользования и требует регионального подхода к организации систем управления природопользованием.

Системы управления природопользо ванием зависят от методов управ ления, которые определяются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения управления процесса управления.

Организация системы управления природопользованием включает: формирование экологической политики; определение целей, задач, приоритетов экополитики ; выработку стратегии природопользования; выбор методов управления; создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием; создание институциональной инфраструктуры.

Основной составляющей системы уп равления природопользованием яв ляется экологическая политика , т. е. политика по отношению к окружаю щей природной среде, рациональному природопо льзованию и уровню эко логической безопасности. В иерархическ ой структуре экополитики выделя ется четыре основных уровня: международно-глобальная эко политика; региональная (макрорегиональная) экополитика; национальная (государственная) экопо литика; Рассмотрим стратегические цели, задач и и принципы государственной по литики в области природопользования и охраны окружающей среды России.

Стратегической целью государственной экополитики является сохранение природных систем, поддержание и х целостности и жизнеобеспечива ющих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обес печение экологической безопасности страны.

Государственная экополитика базируется на следующих принципах: устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его эко номической, социальной и эколог ической составляющим, и призна ние невозможности развития чело веческого общества при деградации природы; приоритетность для общества жи знеобеспечивающих функций био сферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов; справедливое распределение доходов от использования природных ре сурсов и доступа к ним; предотвращение негативных эколог ических последствий в результа те хозяйственной деятельности, у чет отдельных экологических по следствий; отказ от хозяйственных и иных про ектов, связанных с воздействием на природные системы, если их пос ледствия непредсказуемы для ок ружающей среды; природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наноси мого в результате нарушения за конодательства об охране окружающей среды; открытость экологической информации; участие гражданского общества, ор ганов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, об суждении, принятии и реализации решений в области охраны окружа ющей среды и рационального при родопользования. Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются более конкретные направления действий.

Основными направлениями госуд арственной экологической политики России являются: Обеспечение устойчивого природопользования . Основными задачами в указанной сфере являются неистощите льное использование возобновляе мых и рациональное использование нев озобновимых природных ресурсов; Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение . Ос новной задачей в указанных сферах являетс я снижение загрязнения окружа ющей среды выбросами, сбросами, отходами, а также уде льной энергои ресурсоемкости продукци и и услуг; Сохранение и восстановление природной среды . Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропо генной деятельности Выделим приоритетные направления экополитики России : обеспечение экологической безопа сности потенциально опасных ви дов деятельности, реабилитация тер риторий и акваторий, пострадав ших в результате техногенного воздействия на окружающую среду; улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительно сти жизни населения путем снижен ия неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшени я экологических показателей ок ружающей сред ы ; выявление и минимизация экологич еских рисков для природной сре ды и здоровья населения, связан ных с возникновением чрезвычай ных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение террористических а ктов, вызывающих ухудшение эко логической обстановки и деградацию природной среды; организация контроля за ввозом, и спользованием и распространени ем на территории страны чужеродн ых видов и генетически изменен ных организмов. На основе выделенных направлений определяются механизмы их реа лизации и конкретные методы инструм енты экополитики . Известно око ло 40 различных инструментов экополити ки. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, право вое обеспечение природоохранной деятель ности, экологическое нормирова ние, образование и др.

Фискальные инстр ументы (непосредственно связан ные с финансами) делят на два вида: связа нные с государственными дохода ми (лицензирование природопользования, нал оги); связанные с государствен ными издержками (природоохранные целе вые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финанси рование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.). В настоящее время среди важнейших ме ханизмов реализации экополитики в России следует выделить: правовой, административный, экономический, информационный.

Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической поли тики, выделяют три подход а: прямое регулирование, связанное с воздействием государства (нор мативно-правовые, административ но-контрольные меры, прямое ре гулирование и т.д.); экономическое стимулирование, свя занное с развитием рыночных ме ханизмов; смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода. В области природопользования и п риродоохранной деятельности наи большее распространение получило прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Как следует из тео рии и практики последних десяти летий, решать экологические проблемы тол ько на базе государственного ре гулирования и рынка не удается.

Имеетс я ряд принципиальных причин, оп ределяющих «провалы рынка» (экстерн алии, отсутствие или заниженнос ть цен, общественные блага и др.) и неэфф ективность государственной поли тики (субсидии, налоги и др.) в облас ти охраны окружающей среды и ис пользования природных ресурсов. В связ и с этим наиболее приемлемы сме шанные механизмы, позволяющие реа лизовывать эколого-экономическу ю политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Административные методы управления . В современном механизме управле ния природопользованием и приро доохранной деятельностью применяют ся следующие разновидности инст рументов: административно-контрольны е инструменты экологического уп равления; экономические инструменты охраны окружающей среды и приро допользования; инструменты моральноэтического воздействия и убежде ния.

Административно-контрольные ин струменты предназначены для пря мого воздействия на экологические рез ультаты деятельности хозяйствую щих субъектов.

Данные инструменты подразделяю тся на рычаги жесткого (С хема 4 под номерами 1, 3, 4, 5) и мягкого (под номерами 2, 6, 7, 8) регулирования.

Административно-контрольные инструменты управления
природопользованием и природоохранной деятельностью
1. Экологическое и природно-ресурсное законодательство, а также
экологические требования в общем (гражданском, уголовном,
экологические требования в общем (гражданском, уголовном,
2. Экологический мониторинг.
3. Экологические стандарты и нормативы:
нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ
стационарными и передвижными источниками загрязнения;
нормативы образования и размещения отходов;
лимиты водозабора и лесопользования;
квоты на добычу биоресурсов;
нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий;
нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений и т.п.;
запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов
деятельности, на использование токсичных веществ и тяжелых металлов.
4. Лицензирование хозяйственной деятельности:
связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье
человека;
обеспечивающей экологический мониторинг и контроль.
5. Экологическая сертификация (маркировка).
6. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая
экспертиза проектов
7. Экологические и ресурсные целевые программы.
8. Экологический аудит.
Схема 4 Административные методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью
Экологическое и природно-ресурсное законодательство в большинстве стран исходит из учета международно призн анных экологических принци пов, включая принципы «загрязнитель пла тит», устойчивого развития, пре досторожности, ВАТ ( Best Available Technology наилучшая из доступных технологий). Координация мер экологич еского регулирования на глобаль ном уровне также способствует соблюде нию принципа приоритетности меж дународных экологических соглашени й над национальным законодатель ством.

Правовое поле охраны окружающе й среды и рационального природо пользования наряду со специальным законодательством также формируют экологические нормы общего законодательства, состав которых в России постоянно расширяется и модернизирует ся, включая гражданское, админи стративное и уголовное (нормы экологич еской ответственности хозяйству ющих субъектов отражены в трех соответствующих код ексах РФ Граж данском, Административном и Уголовном). Экологический мониторинг представляет собой определенную систему наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащую информационному обеспечению процесса подготовки и принятия управленческих решений . Система стандартов и нормативов , применяемых для охраны окружа ющей среды и рационального природополь зования, представляет собой ком плекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, а также требований к производственно-технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам, посредством которых гарантируются экологическая безопасность населения и производства, обеспечивается сохранение генетического фонда, а также рациональное использование и воспроизводство природных ресур сов в условиях устойчивого развития эконо мики.

Состав экологических стан дартов, применяемых в различных вариациях в разных странах, показан на Схеме 5. В России их подробный перечень включен в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Система экологических стандартов подра зумевает установление единых и обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. В основе установленных стандартов лежит концепция экологического нормирования.

Экологические Стандарты качества окружающей среды Экологические нормативы Предельно допустимые концентрации
вредных веществ
(среднесуточные, максимально разовые)
Стандарты воздействия на окружающую среду
Предельно допустимые выбросы вредных
веществ в атмосферный воздух
Технологические стандарты
Предельно допустимые сбросы вредных
веществ в водоемы
Стандарты качества продукций
Предельно допустимый уровень радиации
Прямые запреты или ограничения
Предельно допустимый уровень шума,
вибрации магнитных полей
Экологические сертификаты
Предельно допустимые нормы применения
агрохимикатов в сельском хозяйстве
Разрешения и лицензий
Предельно допустимые нормы содержания
химических веществ в продуктах питания
Предельно допустимые техногенные
нагрузки на среду
Схема 5 Система экологических стандартов Схема 6 Стандарты качества и воздействия
на окружающую среду
Совокупность экологических норм, определяющих стандарты качества окружающей среды, опирается на гигиен ические нормы и использует поня тие предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимой дозы (ПДД) содержания вредных веществ ( Схема 6). ПДК наибольшая концентрация вещества в окружающей среде (воздухе, воде, почве, пище), которая при достаточно длительном действии не оказывает влияния на здо ровье и не вызывает оставленных (пролонгированных) эффектов (т.е. не ска зывается на потомстве и т.п.). Поскольку возможный эффект зависит от времени действия, т.е. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК сред несуточные и максимально разовые. ПДК устанавливают в результате спе циальных экспери ментов . Стандарты воздействия на окружающую среду эмиссионные стандарты определяются на основе ПДК. Они устанавливают предельно допустимые эмиссии (ПДВ предельно д опустимый выброс, ПДС предель но допустимый сброс) конкретных вредных веществ из конкретного точеч ного источника, исходя из условия непревышения ПДК этих веществ на конкретной территории (в контрольных точках) при суммировании сбросов (выбросов) всех источников.

Технологические стандарты устана вливают определенные требования к технологиям, как основного производств енного процесса, так и очистным (природоохранное оборудование). Например, наилучшая из доступных технологий признается в качестве эталона (США). Стандарты качества продукции устанавливаются как требования к качеству готовой продукции.

Например, стандарт содержания вредных веществ в продуктах питания, примесей в питьевой воде и т.п.

Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регламентируются нормами и стандартами, представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения. Они применяются в крайних случаях, когда производство (или выпускаемая продукция) наносит не поправимый ущерб природной среде своими выбросами (сбросами), которые невозможно снизить до безопасного уровня технологически или экономически. В этом случае эффективным становится только полное запреще ние производства.

Например, в настоящее время запрещено производство и применение ДДТ, хлорфторуглеродных соединений, фреонов, разрушающих озоновый слой.

Полному запрещению может предшествовать ограничение воздействия: введение лимитов и квот на форму воздействия (лимит выпус ка конечной продукции, квота на потребление отдельных видов первичных ресурсов, использование пестицидов, токсичных материалов и т.п.). Экологические сертификаты или лицензии представляют собой доку мент на право осуществления экологически безопасной деятельности. Объек тами экологической сертификации являются: объекты окружающей природ ной среды (земля, водные источники, биологические ресурсы); отходы про изводства и потребления; технологические процессы; услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окру жающей среде (экологические услуги); товары. В основе современной системы административного регулирования при родопользованием в России лежит экологическое нормирование, которое не ограничивается регламентацией хозяйственной деятельности. В него вхо дит система государственных экологических кадастров и стандартов терри торий, в том числе кадастр особо охраняемых природных территорий.

Перспектива развития экологического нормирования связана с утверж дением фундаментальных экологических нормативов, таких как экологи ческая техноемкость территории или предельно допустимая техногенная нагрузка.

Практика показывает, что необходима опережающая регламента ция количественного производства, запрет на размещение предприятий выше определенного уровня природоемкости на данной территории на основании установленных величин ее экологической техноемкости и предельно допус тимой техногенной нагрузки. При этом установленные государством стан дарты качества окружающей среды должны рассматриваться как социально гарантированный (в законодательном, организационном, финансовом отно шениях) минимум экологической безопасности.

Административно-контрольные методы управления включают: государ ственную экологическую экспертизу; государственный инспекционный кон троль.

Экологическая экспертиза установление соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реа лизации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения воз можных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними, социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Теоретически экологическая экспертиза основывается на концепции приемлемого экологического риска (вероятности поражения). Эта концепция получила широкое распространение в индустриально развитых странах как средство поиска баланса между стратегиями экономического и экологического развития.

Приемлемый уровень экологического риска (нулевым он быть не может) зависит от того, какие выгоды получает население при увеличении риска за счет повышения уровня социально-экономического благополучия и какие издержки необходимы для того, чтобы уровень экологического риска не превышал уровень социально приемлемого риска.

Экологическая экспертиза реализует вторую часть рассматриваемой концепции управление риском, что подразумевает перенос приоритетов благополучия людей на приоритеты государственной политики, а именно процесс принятия решений, в которых оцениваются экологический риск и в возможности его предупреждения.

Правовой основой экологической экспертизы являются Конституция РФ, Законы РФ «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». С учетом глобализации экономики актуальной задачей является приведение в соответствие национальных норм и требований с международно признанными нормами, решение которой в странах, проводящих рыночные реформы, осуществляется поэтапно. Также важно последовательно соблюдать принцип экономического обоснования экологических стандартов и нормативов, включая такой аспект проблемы, как рационализация издержек по реализации требований стандартов.

Целевые экологические и ресурсные программы представляют собой один из важнейших инструментов реализации экологической политики на различных уровнях управленческой иерархии от микроэкономического (предприятие, организация) до муниципального, регионального, общенационального и глобального. Эти программы имеют смешанную природу, [характеризуются чертами, свойственными и административным инструментам (четкость задания целей и административный контроль за их достижением), и экономическими рычагами (экономическое стимулирование участия и выполнения плановых целей, предоставление участником самостоятельности в поиске наиболее эффективных экологических решений и т.л.). Для развитых стран все более существенную роль играют общенациональные экологические планы (программы). С точки зрения временного горизонта, они относятся к среднесрочным инструментам, охватывая пятилетний период. В России с 1993 г. реализуются двух-трехлетние национальные планы действий по охране окружающей среды. Кроме того, некоторые интеграционные группировки практикуют формирование объединенных программ, примером которых являются принятые и реализованные в рамках Евросоюза экологические программы действий.

Предприятиями, реализующими активную экологическую политику, также практикуется разработка перспективных и оперативных экологических программ. Для предприятий, внедривших международные стандарты корпоративного экологического менеджмента, общие требования к программам охраны окружающей среды, которые должны формироваться на базе принятой экологической политики, зафиксированы, в частности в стандарте ISO 14001. Экономические методы управления Назначением экономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жест кий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функциони рованием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически реле вантном направлении. В этом случае эко номическим агентам представляет ся значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей. В составе этих инструмен тов с известной долей условности могут быть выделены соответственно рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы рационального приро допользования и природоохранн ой деятельности (ПиПД) (Схема 7 ).

Экономические инструменты природопользования и природоохранной деятельности
Рыночно ориентированные инструменты : Финансово-кредитные инструменты :
природно-ресурсные платежи и платежи за формы и инструменты финансирования
загрязнение среды; природоохранных мероприятий;
рыночные цены на природные ресурсы, кредитный механизм охраны окружающей
поступающие в экономический оборот; среды, займы, субсидии и т.п.;
механизм купли-продажи прав на загрязнение режим ускоренной амортизации
природной среды; природоохранного оборудования;
- залоговая система; экологические и ресурсные налоги;
интервенция с целью коррекции рыночных цен система страхования экологических рисков
и поддержки производителей;
Схема 7 Экономические методы управления природопользованием и природоох ранной деятельностью
Ограничим ся краткими пояснениями по ряду принц ипиальных вопросов. В России на ряду с платежами (налогами) за пользование основными природными ре сурсами, которые преимущественно выполняют фискально стимулирующие функции, применяются и эмиссионные экологические платежи (налоги) . Именно посредством экологических платежей (налогов), вносимых пред приятиями-загрязнителями, на практике осуществляется реализация прин ципа «загрязнитель платит», происходит интернализация внешних экологи ческих экстерналий и корректируются рыночные провалы в области охраны окружающей среды. Кроме того, данные платежи (экологические налоги) играют стимулирующую роль, нацеливая предприятия на природоохранную реконструкцию и модернизацию производства. А на уровне общества они позволяют формировать фонды фина нсирования природоохранных меро приятий. Из рыночных инструментов заслуживает внимания залоговая система, представляющая собой установленные зак онодательным путем или в резуль тате добровольных соглашений платежи, которые собираются при покупке потенциально опасных товаров и возвращаются при обратном поступлении использованной продукции. Это хорошо знакомая всем система, когда, по купая какой-нибудь товар, мы оплачиваем дополнительную стоимость, ко торая затем возвращается нам обратно (например, покупка молока в стек лянных бутылках и затем возврат пустой тары). Данный механизм позволя ет снизить поступление отходов в окружающую среду, в том числе и ток сичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет их утилизации; применяется как своеобразная гарантия высокого уровня рецеклирования самой продукции или ее упаковки.

Рыночные интервенции проводятся, как правило, в виде субсидирова ния рыночных цен, например, на сырье, являющемся результатом перера ботки отходов.

Необходимость в таком субсидировании и поддержке произ водителей возникает в случае, когда складывающиеся на рынке цены не покрывают затраты по рециклированию.

Критерии отбора и оценки инструментов экологической политики. С учетом того, что экологическое регулирование требует применения наряду с экономическими стимулами инструментов прямого административно-правового воздействия, необходимо выработать критерии оценки и отбора инструментов экологической политики.

Критерием отбора наиболее эффективных природоохранных решений, в том числе и управленческих, является соблюдение равенства предельных природоохранных затрат и предельного предотвращенного ущерба и нахождение эффективного уровня качества окружающей природной среды. В случае централизованных мер (например, введение новых стандартов) орган управления должен знать уровень предельных затрат и ущерба для всех тех природополь-зователей, которых они касаются, что может быть сопряжено с немалыми трудностями.

Децентрализованная политика базируется на природоохранных решениях, принимаемых самостоятельно хозяйствующими субъектами, для которых получение соответствующей информации, как правило, не составляет особого труда, что ослабляет требования к информационным источникам.

Децентрализованные меры позволяют задействовать возможности рационализации решений, связанные с самостоятельностью выбора.

Критерий справедливости имеет морально-нравственный оттенок, будучи непосредственно связан с вопросом о том, каким образом между различными слоями общества распределяются как положительные результаты природоохранных мероприятий, так и связанные с этим затраты. Все это важно и для оценки социально-политической приемлемости методов управления. В демократическом обществе выбор конкретных инструментов должен опираться на учет мнения тех, чьи интересы при этом затрагиваются. К числу значимых при отборе относится вопрос о том, обеспечивают ли конкретные инструменты экологической политики стимулы для инновационных прорывов и выхода за пределы требований, вытекающих из установленных стандартов. Общим институциональным условием, формирующим благоприятный инновационный климат, служит относительная стабильность мер экологического регулирования (налогового режима, платежей за природопользование, порядка приватизации объектов недвижимости и т.д.). Напротив, нестабильность экологической политики и ее инструментов, усиливая неопределенность, подрывает стимулы к техническим инновациям и долговременным инвестициям. Для реализации любых управленческих мер требуются усилия и ресурсы. Все управленческие инструменты должны быть также оценены с точки зрения тех издержек, с которыми сопряжено их применение и которые во многом ложатся на региональные (местные) органы контроля и управления.

Преимущества и недостатки административных и экономических методов управления. В результате применения вышеуказанных критериев к двум основным инструментам экологической политики можно сделать следующие выводы.

Сильные стороны административно-контрольных инструментов определяются тем, что: будучи устано влены и доведены до предприятийприродополь-зователей и являясь известными потребителям, они служат весьма простым и действующим напрямую средством достижения необходимого уровня качества окружающей природной среды; они удобны для контроля со стороны органов экологического управления.

Слабые стороны определяются: их недостаточной действенностью с точки зрения стимулирования инноваций и достижения более высоких, чем ими предписано, природоохранных рубежей; тем, что они затрудняют для предприятий возможность гибко реагировать на различные ситуации и творчески относится к своим экологическим обязательствам.

Экономические инструменты имеют следующие преимущества: высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат; способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, тем самым и к научно-техническим инновациям; усиливает гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности; способствует через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных природных ресурсов для будущих поколений; обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования. К числу их недостатков относятся: сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата; высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующим постоянной корректировки уровня платежей; риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие высоких совокупных экологических издержек.

Очевидные проблемы применения как административных, так и экономических инструментов предопределили с учетом новых экологических вызовов продолжение поиска адекватных механизмов управления.

Теоретические исследования и анализ практического опыта позволяют расширить представления об оценке и отборе инструментов экологической политики. На теоретико-концептуальном уровне, наряду с широко распространенным подходом к оценке инструментов экологической политики с позиции того, насколько последовательно ими обеспечивается интернализация экологических экстерналий в современных условиях специалистами, все чаще используется еще один критерий. А именно то, насколько эффективно осуществляется с помощью тех или иных инструментов экологической политики управление и минимизация экологических рисков. На теоретико-прикладном уровне при оценке и отборе инструментов экополитики также учитываются следующие дополнительные факторы и обстоятельства: общая политическая ситуация, как и та политическая среда, которая сложилась в каждой из стран; административное устройство и система органов власти соответствующей страны; административная культура и реакция общества на государственные интервенции; степень приоритетности экологических проблем в обществе и общественная поддержка экологической политики; базисная концепция экологической политики (ориентированность на ресурсы и качество); принцип распределения ответственности.

Итогом всех этих процессов стало формирование инструментов морально-этического воздействия и убеждения.

Посредством этих инструментов интернализация экологической обеспокоенности и ответственности в индивидуальный процесс принятия управленческих решений осуществляется посредством применения форм давления и убеждения либо прямо непосредственно, либо косвенно. Часто инструменты этой группы используются с административными и рыночными инструментами. К инструментам экологической политики морально-этического воздействия и убеждения относят: образование и воспитание; доступность информации; обучение; общественное давление; переговорные процессы; добровольные соглашения.

Практическое задание Промышленное предприятие как эколог о-экономическая система > Рис. 1. Схема основных материальных потоков в экологоэкономической системе Промышленное предприятие как эколого-экономическая систем а ( ЭЭС ) представляет собой сочетани е совместно функционирующих эко логической и экономической систем, обладающее эмерджентными свойствами.

Напомним, что экосистема это сообщество живых орга низмов, так взаимодействующих между собой и со средой обитания, что поток энергии создает устойчивую структуру и круговорот веществ между живой и неживой частями системы. В свою очередь эк ономическая сис тема является организованной совокупностью производительных сил, которая преобразует входные материаль но-энергетические потоки природ ных и производственных ресурсов в выходные потоки предметов потребления и отходов производства. Таким образом, часть материальных элементов экологической системы, в то м числе и элементов среды обита ния человека используется ка к ресурс экономической системы. В ней экономическая и экологическая системы выступают как части целого и об означаются как подсистемы. Гра ница между ними условна, так как вся сфера биологического жизнеобес печения и воспроизводства людей относятся к обеим подсистемам. Общий вход производства сумм а производственных материальных ресурсов R Р слагается из импортируем ых в данную систему ресурсов Ri (к ним отнесены и невозобновимые местные ресурсы) и из возобнов имых местных ресурсов Rn причем к последн им относится часть биопродукции экологической подсистемы, включая прод укцию агроценозов и самого че ловека и как ресурса, и как субъекта производства и потребления. Итак : R р = R i + R п . (1) Общая продукция Р включает продукцию, идущую на местное по требление, Р с (поток продукц ии, возвращающийся в цикл произ водства и цикл вторичной продук ции на схеме не показаны) и про дукцию, идущую на экспорт, Р Е : Р = Р С + Р Е . ( 2) Эффективность производства определяется отношением : . (3) > Потребление С слагается из части м естной нетто-продукции производ ства Pc , идущей на потребление, а также из части местных биоресурсов Cn и импортируемых продуктов С i ; т.е. С = Р c + С n + С i . ( 4) Местные ресурсы производства и потребления в сумме образуют поток изъятия ресурсов из экологической подсистемы: Un=Rn+Cn. (5) Отходы производства W р и потребления W с поступают в окр ужающую среду как сумма отходов экономической подсистемы: W = Wp + Wc . (6) Часть из них, Wa , включаетс я в биогеохимический круговорот эколо гической подсистемы, а другая часть, Wz , накапливается и рассеивается c частичным выносом за пределы системы. Общая отходность производства определяется отношением (7) > Часть отходов потока W a подвергается ассимиляции и биотической нейтрализации в процессе деструкции; другая часть после биологической и геохимической миграции присоединяется к фракциям W z и вместе с ни ми подвергается иммобилизации, рассеянию и выносу. Таким образом, часть отходов выступает как техногенные загрязнения М = KW , где К общий коэффициент а грессивности или вредности отхо дов для системы. В свою очередь вред, наносимый загрязнением, можно представить как косвенное изъятие част и ресурсов экологической подсистемы, аналогичное Un . Тогда U m = LM , где L интегральный коэф фициент зависимости «загрязнение ущерб». Сумма U = U n + U m пред ставляет собой общий убыток экологической подсистемы, обусловленный ее взаимодействием с экономической подсистемой.

Соотношение между промежуточн ыми и конечными потоками загряз нений и их совокупный ущерб зависят не только от их массы и химического состава, но и от видового со става, биомассы, плотности реци пиентов, продуктивности и устойчивости экосистемы, в частности, по отношению к техногенным воздействиям. Эти качества в наибольшей мере зависят от входного потока обн овления биогеохимического круговорота Ii , его продуктивной емкости N r и масштаба деструкции D . Круговороты обеих подсистем ЭЭС образуют вместе своего рода техно-биогеохимический круговорот, а всю ЭЭС можно обозначить как техно-биогеоценоз.

Потокам вещества в ЭЭС мог ут быть приписаны константы рав новесия и скорости, что позволяет осуществить кинетический анализ системы и выявить условия ее уравновешивания и стабильности. Так, аппроксимация принципа сбалансированности в терминах рассмотренной системы имеет вид: (8) > Это означает, что в сбалансированной эколого-экономической системе совокупная антропогенная нагрузка не должна превышать самовосстановительного потенциала природных систем.

Заключение Откровенно сказать, то работа позволила взглянуть на многое по-другому.

Теперь все действия государства в экополитики, принятия каких либо экологических законов, нормативов или пр авовые и даже техно технологические аспекты, не кажутся нам хаотичной деятельностью без цели.

Теперь нам ясно видна линия природоохранительных действий, её це ль, возможности и перспективы на будущие . Но с осознанием выше указанного приходит осознание того, что путь природоохранительных действий в экополитики труден и терн, т. к. здесь вступают в конфликт этические и экономические критерий понимания, что есть главная цель, либо поддержание экологий в безопасном состояний за счёт снижения экономического благополучия (в результате чего снижения обороноспособности страны и подержания военного, промышленного потенциала), либо наоборот. Здесь главное определить соотношение экология экономика, которое постоянно меняется в зависимости от многих факторов (политика, международные отношения, противостояние идеологий, социальный уровень населения, тип экономики государства (сырьевой или инновационный) многое другое. Нужно отметить единственный и главный минус работы это её объём, который оказался в два раза больше запланированного.

Особенно это относится ко второй и основной части контрольной работы. Даже в сокращенном варианте имеет очень внушительный объём. В целом контрольную работу мы оцениваем как удовлетворительную. В итоге, ещё раз отметим, те знания, которые мы приобрели при выполнений контрольной работы нас шокировали, расширили кругозор за что мы и благодарны.

Список используемой литературы Акимова Т.А. , Кузьмин А.П. , Хаскин В.В. Экология. П рирода -ЧеловекТехника: у чебник для ВУЗов М:ЮНИТА ДАНА, 2001 г . Воробьев В.А., Дьяченко В.В., Вильчинская О.В., Карчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты.