Композитор - Аркадий Ильич Островский

Композитор - Аркадий Ильич Островский

Творческие достижения. 2.Моё отношение к выбранной теме. -9 стр.- 3.Литература. -10стр.- -2- Аркадий Ильич Островский (1914-1967) Аркадий Ильич Островский родился в Сызрани 25 февраля 1914 года в семье мастера музыкальных инструментов. С 7 лет Аркаша стал брать частные уроки игры на фортепиано. Учёба давалась легко, но перспектив дальнейшего творческого роста не было. В 1927 семья Островских переехала в Ленинград. Здесь Новым учителем игры на фортепиано стал Борис Кессельман. Из-за болезни родителей и как следствие безденежье заставили в1929 году поступить на кузнечное отделение фабрично-заводского училища при заводе Электро-сила . Но он продолжил своё музыкальное образование с сильным пианистом и теоретиком И. М. Белоземцевым.

Окончив ФЗУ, Аркадий должен был идти работать на завод. Но в начале 30-х годов он поступил в центральный музыкальный техникум. Во многом благодаря директору М. Б. Рязанову то было замечательное музыкальное училище. Там давали знание и прививали общую культуру, истинную любовь к музыке.

Островский именно здесь понял, как необходимо композитору заботиться о каждом элементе фактуры, какое большое значение имеет каждый голос, как важно экономно использовать тематический материал.

Окончив техникум, Островский стал работать в различных эстрадных оркестрах, концертных бригадах в качестве пианиста-солиста и аккомпаниатора. При этом он сочинял небольшие эстрадные пьесы. Но большего достатка бесчисленные поездки не приносили, а деньги были очень нужны.

Аркадий планировал жениться. Как это часто бывает, судьбу решила случайная встреча в поезде Краснодар-Москва.

Островский вместе с будущей женой Матильдой лишь позднее узнали, что тот, кому он так долго играл в купе на аккордеоне, был директор джаза Леонида Утёсова.

Довольно скоро директор джаза Утёсова Л. П. Рахлин предложил ему стать вторым пианистом и аккордеонистом в знаменитом оркестре.

Поначалу Островскому поручили оркестровать несколько пьес.

Работа по инструментовке так и -3- осталась за ним.

Вскоре началась Великая Отечественная война. Все мысли с той поры были только о победе над грозным врагом. В соответствии с требованиями сурового времени утёсовский джаз-оркестр меняет свой репертуар. Свой вклад внёс и Островский, создавший в 1944 году инструментальную фантазию на военную тему. Так Островский стал композитором-песенником. Меня восхищала его необыкновенная музыкальность, - вспоминал Л. О. Утёсов, - гармоническая изобретательность и неистощимая фантазия в оркестровом сопровождении.

Леонид Осипович неоднократно спрашивал Островского: -Почему ты не пишешь песни? -Не умею. -Не верю. Либо боишься, либо не хочешь. На это Островский только стеснительно улыбался и отнекивался.

Однажды Утёсов предложил ему стихи, которые написал не поэт, а тромбонист Илья Фрадкин, и сказал, чтобы он написал на них музыку. Через два дня песня Я - демобилизованный была написана. Утёсов её исполнил и даже записал на пластинку.

Воодушевлённый этим успехом, молодой композитор почувствовал потребность продолжать начатое. Пришёл День Победы, и особенно хотелось написать песню на тему, которая в ту пору волновала всех о возвращении солдат на Родину. Дело было за стихами. После долгих поисков он как-то в газете прочитал стихотворение Сергея Михалкова, которое начиналось словами: С неразлучным своим автоматом В не одной побывал я стране, Но везде и повсюду, ребята, Я скучал по родной стороне Это было то, что он искал: стихи о победе, о возвращении в родные края Песня сочинилась удивительно быстро и легко. Вот не ладилось лишь с припевом. Тогда он решил пойти посоветоваться в союз композиторов. -4- Советы опытных композиторов помогли ему. Я теперь знаю, что сказать своим близким. И две три ночи работал без устали (сочинял он обычно пот ночам); наконец припев был написан.

Теперь осталось показать своё сочинение Михалкову, с которым Островский не был до этого знаком. Поэт был удивлён и обрадован тем, что на его стихи написана песня и, что спеть её может Утёсов.

Музыка ему понравилась, и они вдвоём напели песню руководителю оркестра, который включил её в новую программу своего коллектива.

Сторонка родная сразу же получила широкое распространение.

Характерный факт: в те годы почти во всех московских кинотеатрах выступали небольшие по составу инструментальные ансамбли различных жанров симфонические, народные, эстрадные. И, пожалуй, не было коллектива, вокалисты которого не пели Сторонку родную . Так родилась песня, а с нею и новое имя композитора, который в дальнейшем занял видное место среди советских авторов.

Вскоре появился целый песенный цикл Островского Вернулся солдат из похода (на стихи А. Софронова), где более всего удались песни Вернулся солдат из похода , Край родной , Ох недаром сердце билось . Этот цикл был написан совместно с Марком Фрадкиным.

Фрадкин по достоинству оценил первые песни Аркадия, которые вошли в репертуар оркестра. Всем было известно, что Островский композитор высокой одарённости, и Фрадкин решил работать с Аркадием, предложив ему уйти из оркестра. С этим он лишил Утёсова хорошего музыканта. После они сочинили литературно-музыкальную сюиту (на стихи Аркадия Софронова) Над великой русской рекой , посвящённую Сталинградской эпопее.

Островский начал многое и интересное писать. Это дало ему возможность стать членом музыкального фонда, а вскоре он был принят в московский союз композиторов. Его становление, как творческой личности, благодаря природному таланту, шло очень быстро. Его песни начали завоёвывать всё большую и большую популярность. У Островского была открыта душа. -5- Улыбчивый, по-детски наивный, он по настоящему мог огорчиться, если где-то мимо курортного пляжа проплывал теплоход с пассажирами и на палубе звучала не его песня. Он искренне переживал, если в концерте с его участием кто-то имел несколько больших успехов, чем он. Нет, он не завидовал. Он просто огорчался, считая, что у него что-то не так, что-то недостаточно хорошо. Он это мог сказать каждому, заглядывая ему в глаза и требуя честного ответа. А тем временем его прекрасные песни становились всё популярнее. Они были разные, гражданские и шуточно-задорныё, нежные, связанные единством его почерка и чистоты души. Он был мужественный человек, он боролся со своими недугами, который всё же его победил в пору самого яркого и творческого рассвета и зрелости.

Настоящий успех пришёл к Островскому с песней Комсомольцы - беспокойные сердца . Наступила осень 1947 года. К 30-летию комсомольца ЦКВЛКСМ и Союз композиторов СССР объявили открытый конкурс на лучшую песню о комсомоле.

Многие композиторы и поэты включались в это соревнование.

Попробовал писать и Островский. Он создавал свои песни по-разному.

Однако чаще всего они начинались с музыкальных эскизов. И даже не с мелодии, а с ритмической формулы, с движения, пульса.

Начинало биться сердце будущей песни. Затем появлялась мелодия.

Цельности замысла способствовало яркое музыкальное сопровождение. Так было и на этот раз. После долгих усилий музыка песни вышла и светлой, и мужественной. Нужны были слова. И тут помог случай.

Островский позвонил по делам в Ц.К. комсомола и неожиданно застал там поэта Льва Ошанина.

Несколько раньше они написали вместе одну песню Там, где ветер гуляет с партизанами , но она оказалась не особенно удачной.

Аркадий Ильич сразу заговорил о новой песне. Но Лев Иванович отказался. И тут Островский предложил ему послушать музыку. Она была очень интересной, свежей, с новыми интонациями и необычной для таких песен распевностью. И когда Островский запел припев, Ошанин сразу же стал его исправлять и подсказывать ему в -6- трубку только что родившиеся строчки. Итак, работа над новой песней началась. 22 сентября 1948 года в Литературной газете появилась статья Творческие подарки композиторов . Песня Островского комсомольцы беспокойные сердца на слова Л. Ошанина входила в ряд наиболее удачных песен о комсомоле. Ещё через 4 дня песня появилась в Комсомольской правде . Так началась счастливая и долгая жизнь этой песни.

Несмотря на успешное начало, нельзя сказать, что на протяжении 50-х годов творческая индивидуальность Островского уже сложилась окончательно. Он постоянно в поиске.

Многие его песни были удостоены призов на молодёжных фестивалях. Его даже стали называть фестивальных дел мастер . Его песни получили премии и медали, но сейчас в большинстве своём эти песни интересны лишь как вехи на творческом пути композитора. И так каждый год одна за другой возникают песни, завоёвывающие ему славу. Почти у каждой из них была своя история создания.

Например, песня Солнечный круг . Она началась с какой-то заметки в газете, которая рассказывала про маленького мальчика, нарисовавшего солнце на фоне голубого неба и сделавшего под этим рисунком трогательную надпись. Затем прозвучали стихи Ошанина, которые являлись, чуть ли не буквальным пересказом этой заметки, а в качестве припева поэт процитировал без изменений саму детскую нестихотворную подпись.

Вечером того же дня Аркадий показал своё новое творение на пионерском собрании в одном из ближайших лагерей, и вскоре во всей округе пионерия стала распевать с удовольствием так полюбившиеся Пусть всегда будет солнце ... Очень часто песни, написанные Островским для малышей, пели старшие школьники, студенты и даже папы и мамы. Время летит быстро, дети становятся взрослыми, подрастает новое поколение, а песни Аркадия Островского всё так же дороги и необходимы, всё так же доставляют радость -7- и маленьким и большим. И, видимо, еще долго будут нужны людям.

Вершиной эстрадной манеры Островского стал Вокализ - отличная пьеса, написанная специально для Эдуарда Хиля.

Композитор избрал в ней форму вариации с целью создать безудержное, хотя и постепенное нарастание весёлого настроения. Вся палитра этой песни необычайно безмятежна и светла, её фортепианное сопровождение построено на пентатолной ладовой основе, каждый куплет как бы поднимается вверх по крутой лестничке за новыми лучами света Особняком стоит мудрая и прекрасная песня А. Островского и Л. Ошанина Время (1967). Это песня-исповедь, песня-завещание. В этом удивительном произведении такая философская глубина, красота и печаль, что невольно поражаешься, как же велика маленькая песня, когда она создана большим талантом, большим мастером. Умер Аркадий Ильич 18 сентября 1967 года. -8- Моё отношение к выбранной теме.