Налоговая политика России в период глобального экономического кризиса

Налоговая политика России в период глобального экономического кризиса

Налоговая политика это совокупность мероприятий государства в области налогообложения. В теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства: 1. политика максимальных налогов, по принципу взять все, что можно ; 2. политика разумных налогов, способствующая максимальному развитию предпринимательства; 3. политика высокого уровня налогообложения при значительной социальной защите населения. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики.

Налоговая политика находит свое выражение в видах и количестве установленных налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков, налоговых льготах. В конце 2008 года российские власти приняли решение стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот.

Парламент рассмотрел и принял Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ . В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС. С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, с 17,5 до 13,5%. Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей.

Амортизационная премия увеличена с 10 до 30%. Компании могут сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30% первоначальной стоимости основных средств.

Данная льгота действует в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше трех и до 20 лет, приобретенных после 1 января 2009 года.

Проценты по кредитам можно в большем объеме учесть в расходах.

Предельная величина процентной ставки по долговым обязательствам, которую можно учесть в расходах, для займов в иностранной валюте увеличена с 15 до 22%, для долговых обязательств в рублях с 1,1 до 1,5 ставок рефинансирования ЦБ РФ. Это положение применяется к займам, привлекаемым в период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года.

Оптимизирован НДС по авансам и при осуществлении неденежных расчетов. С 1 января 2009 года налогоплательщики получили право принимать к вычету НДС по авансовым платежам в том налоговом периоде, в котором произведен платеж. По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов.

Отменен НДС при ввозе технологического оборудования. С начала 2009 года от уплаты таможенного НДС освобождается ввоз такого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Упрощен порядок подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров.

Экспортеры получили право представлять в налоговые органы не таможенные декларации, а реестры таможенных деклараций с отметками таможенных органов. Также увеличен до 270 дней срок представления документов для подтверждения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров.

Увеличенные сроки будут действовать в отношении операций с товарами в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года. С 2009 года власти регионов могут принимать решения о снижении с 15 до 5% ставки налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повысился с 1 до 2 млн. рублей. Этой льготой смогут воспользоваться и те, кто приобрел жилье в 2008 году. В целом же все эти меры показательны в одном: соглашаясь поддержать российские компании снижением ставок по отдельным видам налогов, предоставлением налоговых льгот, таможенными мерами, правительство категорически отвергает возможность корректировки налоговой политики.