Ответы на экзаменационные вопросы по социальной работе ( введение в специальность)

Ответы на экзаменационные вопросы по социальной работе ( введение в специальность)

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях.

Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоёв населения. В конце XX века в России в условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Всё это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991 года №376(г). 25 сентября 1991 года был утверждён учебный план специальности 03. 12. - социальная работа , предусматривающий четырёхлетний срок обучения с присвоением квалификации социальный работник . В учебный план включены дисциплины по четырём циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология,и др.),общие математические и естественные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.), общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации. В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализации является приоритетным. Один из главных дискутируемых сегодня вопросов социальной работывопрос о принципах и формах обучения специалистов в области социальной работы.

Наиболее отчётливо проявляются две тенденции: перваяобучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний учениками, втораяобучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. В этом случае важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических заданий. Эта тенденция наиболее перспективна, так как ориентирована на активизацию познавательной и социальной активности учащихся. Она позволяет оптимизировать взаимодействие преподавателей и обучающихся, приблизить обучение к жизни.

Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах не одинаков.

Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологи, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе работает на базовую (т. е. социальную работу), углубляя и дополняя её различные разделы и подразделы.