Внимание! ​more-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

  more-diplom

Помогаем студентам

 ​ ​работаем на территории РФ

   ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Поэмы А. С. Пушкина в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе

Административная ответственность

Однако, поскольку самим КоАП РСФСР вопросы административной ответственности юридических лиц не регламентировались, применение к ним мер административной ответственности не имело массового характера. Н

Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации обучения в математике

Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. Методическая сущность модульной т

Организация и содержание педагогической помощи детям с нарушением слуха

Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь

От клинописи до двойной записи. История бухучета

Простая бухгалтерия развивалась в пять этапов: инвентарный учет ; контокоррент ; деньги, выступающие объектом учета ; деньги как объект учета слились с учетом расчетов ; деньги и контокоррент поглотил

Понятие "личность"

Отличается самостоятельностью в поступках; Способна нести ответственность и решать проблемы; Контролирует поведение, обладает силой воли; Способна изменяться с течением времени. На настоящий момент су

Социально-экономическое развитие России во II половине XVII века

Россия на пороге XVIII века Введение. Социально-экономические условия, сложившиеся в России к середине XVII в Россия начала XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства остав

Народная культура и искусство России

Предметом исследования являются также взаимоотношения сакрального и профанного, народного и элитарного, в значительной степени определившие облик культуры и искусства в России рассматриваемого периода

Психологические особенности личности преступника

Естественно, будут описаны различные подходы к этой проблеме (а это именно проблема, потому что нет о ней единого мнения), но хотелось бы сразу оговориться, что ни один из них не претендует на полноту

Скачать работу - Поэмы А. С. Пушкина в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе

Эпическая поэзия получила свое название от гре ческого слова 'эпос', что значит рассказ, так как всякое эпическое про изведение есть рассказ о каком-либо событии или происшествии, совер шившемся не в душе поэта, а в окружающем его мире.

Устный эпос составляют те эпические произведения, которые слага ются неграмотным народом устно и устно же передаются от поколения к поколению.

Народный эпос отличается двумя свойствами: 1) преоблада нием фантастического вымысла, то есть созданием таких образов (чудо вищ, богатырей), которым ничто не соответствует в действительном, ре альном мире, и 2) строгой объективностью, то есть полным отсутствием лирического элемента: автор нигде ничего не говорит о самом себе, ниг де не высказывает ни своих чувств, ни своих суждений, он в стороне, его не видно.

Главные виды народного эпоса: сказки, былины, исторические песни, пословицы и загадки.

Письменный эпос составляют те эпические произведения, которые со здаются не безграмотным народом, а отдельными лицами писателями.

Письменный эпос отличается от народного не только своим происхожде нием, но и преобладанием естественного вымысла и нестрогой объектив ностью, то есть писатели нередко прерывают рассказ своими замечания ми, суждениями и выражением своих личных чувств.

Героическая поэма, или эпопея, представляет литературную обработ ку героического (богатырского) эпоса.

Лучшими образцами героических поэм считаются 'Илиада' и 'Одиссея'. У греков первоначально существо вали героические песни, или рапсодии, подобные нашим былинам, о под вигах отдельных героев: Ахилла, Аякса, Одиссея, Гектора.

Впоследствии рапсодии эти объединились в две поэмы: 'Илиаду', в которой изображе ны последние месяцы из десятилетней Троянской войны, и 'Одиссею', в которой изображено десятилетнее странствование царя острова Итаки пос ле этой войны.

Создание этих поэм греки приписывали слепому певцу (рапсоду) Гомеру. Поэмы в течение нескольких веков передавались от одного поколения другому устно. С распространением христианства в Римской империи языческая об разованность подверглась гонению и пришла в полный упадок.

Творения древних ученых и поэтов частью были забыты, а частью и совсем унич тожены.

Только с XVI века у европейских народов пробуждается инте рес к произведениям классической древности.

Наступает так называемая эпоха возрождения классической образованности.

Изучение 'Илиады', 'Одиссеи' и особенно 'Энеиды', в которых с замечательным мастерством изображены все стороны древнегреческой и римской жизни, вызвало стрем ление подражать этим произведениям. Почти у каждого народа явилась своя подражательная поэма.

Однако подражали во многом, но только не в самом существенном в правдивом воспроизведении изображаемых событий. Такое подражание нельзя не назвать ложным, а потому и самые поэмы этого рода носят на звание ложно-классических. Поэма нового времени стремится к действительности и в этом отно шении более приближается к классическим поэмам, чем поэмы подража тельные Виды поэм, встречающихся в новой литературе, следующие: истори ческая, лиро-эпическая и романтическая. В исторической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь важ ное историческое событие: Описывая его, поэт вместе с тем раскрывает свою идею. С этой целью он берет только те стороны изображаемого со бытия, которые способствуют лучшему ее выяснению.

Образцом исторической поэмы служит поэма Пушкина 'Полтава'. Идея ее изложена в эпилоге (заключении). Задавшись вопросом: 'Что ос талось через сто лет от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей?' поэт отвечает: Петр Великий создал себе огромный памят ник это вся Россия, просвещенная, устроенная и возвеличенная им; от подвигов Карла XII не осталось ничего; и могила Мазепы давно забыта, и только церковь предает его анафеме (проклятию); к памяти Кочубея и Искры все относятся с уважением; имя Марии сохранилось только в не многих украинских песнях. Таким образом, лица, которые ставили общественные интересы выше своих собственных, оставили о себе славную память. Те же, кто ставил личные интересы выше общественных, не ос тавили по себе никакой памяти, а если и оставили, то позорную. В по эме взяты те стороны изображаемого события, которые способствуют наи лучшему выяснению этой идеи. В исторической поэме М.Лермонтова 'Песнь про царя Ивана Васи льевича...' изображено вымышленное событие, но вымысел этот рисует верную картину нравов времен Ивана Грозного. В лиро-эпической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь за мечательное событие из жизни частного, а не исторического лица. Глав ная цель такой поэмы изображение внутреннего мира героя.

Изобра жая внутренний мир своих героев, поэт сам как бы переживает те чув ства, которые их волновали, и потому невольно проявляет свою личность в этом рассказе, вносит в него много лирического элемента, почему и по эмы такого рода получили название лиро-эпических.

Английский поэт Байрон первый начал писать лиро-эпические поэмы (например, 'Шильонский узник'). В подражание Байрону писали поэмы этого вида Пушкин ('Кавказский пленник', 'Цыганы'), Лермонтов ('Мцы ри', 'Демон') и другие.

Романтическая поэма получила свое название оттого, что возникла первоначально у романских народов. Так называются народы, разрушив шие Западную Римскую империю и смешавшиеся с римлянами.

Францу зы, итальянцы, испанцы, португальцы имеют романское происхождение.

Поэзия романских народов большого развития достигла в средние века.

Особенность же средневековой жизни составляет рыцарство. Глав ное внимание поэтов того времени было обращено на изображение под вигов рыцарей, о которых в средневековом суеверном обществе ходило множество фантастических, легендарных сказаний.

Главным предметом романтических поэм первоначально и служили рыцарские похождения. В романтической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь за мечательное событие фантастического характера. В духе средневековых романтических поэм Пушкин написал свое первое крупное произведение поэму 'Руслан и Людмила'. Событие, в ней изображаемое, происхо дит при князе Владимире, во времена русского богатырства. В поэме мно го чудесного, фантастического.

Наряду с витязями действуют волшебни ки (Финн, Наина, Черномор), русалки, живая голова; Руслан во время битвы с Черномором носится по воздуху; убитого Руслана Финн возвра щает к жизни при помощи живой воды; возвратившись в Киев, Руслан убивает целое войско печенегов. Для романтических поэм Пушкина характерно огромное влияние творчества Байрона, эта проблема рассмотрена литературоведом Г. М. Фридлендером в его научной работе Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе . Он отмечает пять главных этапов в изучении проблемы Пушкин-Байрон . 1) 1820-е годы.

Основным вопросом, привлекающим внимание критики в эти годы, является понимаемая широко проблема жанра романтической поэмы как более свободной, новой поэтической формы, пришедшей на смену старым, традиционным формам героико-патриотической эпопеи, описательно-дидактической и шутливой, сказочно-богатырской поэмы.

Инициатива создания этого жанра связывается с Байроном как первым поэтом, обеспечившим ему известность и прочный успех.

Поэтому возникает закономерно для данного этапа и характеристика Пушкина как русского Байрона , т. е. поэта, создавшего в русской поэзии аналог байроновской романтической поэмы, типологически родственное и близкое ей историческое явление. 2) 1830 1840-е годы.

Эволюция Пушкина во второй половине 1820 1830-е годы, резко отклонявшаяся от традиционных путей развития романтической поэзии в этот период, настойчиво выдвигает перед критикой вопрос об индивидуально-творческом и национальном своеобразии поэзии Пушкина в целом и уже ранних его произведений. Это влечет за собой пересмотр представлений критики 1820-х годов о близости Пушкина и Байрона.

Вместо прежнего их сближения возникает тезис о несходстве основного настроения поэзии Пушкина и Байрона. Как поэта, более родственного Байрону по своему внутреннему, мятежному пафосу, читающая масса склонна теперь рассматривать в противовес Пушкину Лермонтова. Эта переоценка позиций критики 1820-х годов в трактовке проблемы Пушкин и Байрон получает свое завершение в 1840-х годах в статьях Белинского о Пушкине, где в качестве одного из лейтмотивов настойчиво звучит мысль: ... трудно найти двух поэтов столь противоположных по своей натуре, а следовательно, и по пафосу своей поэзии, как Байрон и Пушкин . 3) Конец XIX начало XX в. Под влиянием господства эклектизма в историко-литературной науке прежние ясные очертания проблемы Пушкин и Байрон затемняются.

Благодаря расширению объема историко-литературной науки проблема эта приобретает ряд новых аспектов биографический, психологический, историко-культурный и т. д. Но существующий методологический разброд приводит к беспорядочному смешению этих аспектов, причем доминирующее значение в глазах большей части литературоведов получает в отличие от критики первой половины XIX в. не проблема соотношения поэтических систем Байрона и Пушкина как широких и целостных явлений, но установление между ними отдельных разнородных связей, аналогий и параллелей, которые механически объединяются под общим понятием влияний . 4) Начало 1920-х годов. В противовес эмпиризму позитивистски ориентированной историко-литературной науки конца XIX начала XX в. возрождается идея рассмотрения творчества Байрона и Пушкина как двух целостных, несходных между собой (и в то же время имеющих определенные исторически обусловленные точки соприкосновения) художественных систем.

Именно эта идея легла в основу недостаточно оцененного в свое время исследования В. М. Жирмунского Байрон и Пушкин (1924). Подготовленный к этой работе еще своими ранними трудами 1910-х начала 1920-х годов ( Преодолевшие символизм , 1916; В. Брюсов и наследие Пушкина , 1922), которые на опыте современной русской поэзии привели его к постановке общей теоретической проблемы несходства классической и романтической поэзии как двух разных типов поэтического творчества (статья О поэзии классической и романтической , 1920), В. М. Жирмунский положил выводы этой статьи в основу сравнительной характеристики романтических поэм Байрона и Пушкина.

Намеренно сконцентрировавшись лишь на анализе композиции и вообще на вопросах внутренней, имманентной структуры поэм английского и русского поэтов (в чем сказалась известная методологическая скованность ученого идеями тогдашней формальной школы), В. М. Жирмунский тем не менее положил в основу своего анализа верную и плодотворную мысль о несходстве романтической поэзии Байрона и классической по общему своему духу поэзии Пушкина, определившем соответствующее различие в интерпретации ими жанра лирической (или, вернее, лиро-эпической) поэмы. Эту свою общую идею, имеющую, на наш взгляд, принципиальное значение для дальнейшего изучения жанра романтической поэмы в творчестве Пушкина в современной историко-литературной науке, В. М. Жирмунский на позднейшем этапе своей научной биографии обосновал еще более широко. Не ограничиваясь теперь уже вопросами формально-композиционной структуры пушкинских южных поэм, он обогатил и дополнил свои прежние выводы данными художественно-идеологического и культурно-исторического порядка ( Пушкин и западные литературы , 1937). 5) Современный этап. Он характеризуется значительным количеством работ, продолжающих плодотворную линию, намеченную Жирмунским, и развивающих анализ жанра романтической поэмы Пушкина в различных направлениях с учетом его художественной неповторимости и особого места в истории развития жанра романтической поэмы в русской и мировой литературе.

Наряду с работами советских пушкинистов М. П. Алексеева, Д. Д. Благого, Н. В. Измайлова, Б. С. Мейлаха, Б. В. Томашевского и историка русской поэмы А. Н. Соколова особое значение для определения путей изучения жанра романтической поэмы в творчестве Пушкина на нынешнем этапе имеет в методологическом отношении, с нашей точки зрения, из работ последнего времени книга И. Г. Неупокоевой Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра (1971), работа В. М. Жирмунского. Таким образом, поэма представляет собой лироэпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо значительные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния. Этот жанр подразделяется на историческую поэму, в которой рассказывается о великом в прошлом, причем автор рассматривает изображаемое глазами народа, выражает народные взгляды и устремления.

Создателем лироэпической поэмы был Д. Байрон. В ее основе лежит изображение внутреннего мира героев. В русскую литературу ввел этот жанр А. С. Пушкин, воспринявший традиции байронической поэмы и трансформировавший их на русской почве.

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

работаем на территории РФ

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-120-79-10

График

пн-пт с 9:00-18:00 сб,вс - выходной 

Email

zakaz@​more-diplom.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.