Признание жилых помещений непригодными для проживания

Признание жилых помещений непригодными для проживания

Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для по стоянного проживания должно быть принято органом местного самоуправления на ос новании акта и других материалов межведомственной комиссии. После утверждения этих материалов решается вопрос - о проведении капитального ремонта, модернизации и реконструкции жи лых домов и жилых помещений, непригодных для постоянного прожива ния, - о переоборудовании для использования в других целях, - о сносе, а также вопрос об отселении и улучшении жилищных условий граждан, в них прожи вающих, в установленном законом порядке. 1. Основания признания непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания. Жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения отно сятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Непригодными для проживания признаются жилые помещения, не отвечающие нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вслед ствие аварийности, физического износа, несоблюдения строительных норм и правил при застройке близлежащей к дому территории, иных оснований, предусмотренных за конодательством. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся - каменные дома с физическим износом свыше 70%, - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также ман сарды с физическим износом свыше 65%. Независимо от этих условий к непригодным для проживания жилым домам отно сятся - жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожароопас ных и взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и в других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке строительными нормами и правилами, - жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, проса док, неравномерных осадок и тому подобных явлений, если эти по вреждения не могут быть устранены с конструктивным одновременным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации, - жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы, угольных и сланцевых шахт, обогатительных фабрик, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий, - жилые дома, расположенные на территориях, ежегодно затапливаемых па водковыми водами, - бараки, то есть одноэтажные и двухэтажные строения, предназначенные для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянные, рассчитанные на короткий срок службы в пределах 10 - 20 лет, - жилые дома при возникновении угрозы аварии или обрушения здания в ре зультате достижения предельного физического износа несущих строи тельных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания зданий, - жилые дома после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно, - жилые дома в случае невозможности обслуживания жителей и техниче ской эксплуатации здания.

Строения барачного типа, претерпевшие реконструкцию в части планировки и ставшие пригодными для посемейного заселения, а также жилые здания из сборно-щи товых и каркасно-засыпных конструкций квартирного типа следует относить к мало ценному, но жилищному фонду, непригодность которого устанавливается в общем по рядке. К непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует отно сить - жилые помещения при нахождении в жилых домах предприятий, учрежде ний и оборудования, запрещенных строительными нормами и правилами в том случае, если не представляется возможным вывести указанные производства из здания, - жилые помещения в жилых домах, признанных непригодными для прожи вания, - жилые помещения, имеющие дефекты планировки и уровня внутреннего благоустройства, - жилые помещения, санитарно-гигиенические условия которых не отве чают утвержденным показателям, - жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения плит, балок, ригелей, колонн, простенков, панелей и тому по добных единичных строительных конструкций.

Вопрос о непригодности для постоянного проживания жилого дома, в котором часть жилых помещений является непригодной для постоянного проживания, следует решать в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств. К указанным конкретным обстоятельствам относятся, в частности, - размер и характер полноценной и неполноценной площади, - физический износ конструкций и дома в целом, - размер затрат на модернизацию здания, - возможность обеспечения нормальных условий проживания для не отселенных жителей. В понятие санитарных и технических требований, которым должно отвечать пре доставляемое для постоянного проживания жилое помещение, включаются показатели объемно-планировочного и температурно-влажностного порядка, например, высота, площадь, изолированность помещения, его температура и влажность, загрязненность воздуха. По своему техническому состоянию оно не должно быть аварийным или вет хим, находиться в подвалах или бараках или других временных строениях.

Полный пе речень показателей содержит Положение об оценке непригодности жилых домов и жи лых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Минжилкомхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529. О бъемно-планировочные дефекты, дающие основание признавать непригодность площади для постоянного проживания, сведены в следующую таблицу.

Показатель Дефекты жилых помещений Методы обследования
Размеры помеще ний и конструктив ных элементов. Площадь жилой комнаты менее раз мера, установленного органом мест ного самоуправления для представле ния жилого помещения (если комната такого размера является предметом самостоятельного договора). Непосредственное из мерение.
Ширина прямоугольной комнаты или средняя ширина непрямоугольной комнаты менее или равна 2 м.
Высота жилой комнаты в зданиях I - III группы с плоским потолком до 2,4 м от пола до пяты свода.
Высота жилой комнаты в зданиях I - III группы при сводчатом потолке до 2,5 м от пола до пяты свода.
Высота жилой комнаты в зданиях IV - VI групп до 2,25 м включительно.
Размеры помеще ний и конструктив ных элементов. Пол комнаты находится ниже поверх ности двора или тротуара. Нивелирование поверх ности.
Дверной проем в капитальной стене или перегородке жилой комнаты имеет ширину менее 70 см в том случае, если комната такого размера является предметом самостоятельного договора и единственным входом в комнату, ко торый нельзя увеличить до нормы. Непосредственное из мерение.
Размещение поме щений. Расстояние между окнами комнаты и стеной противоположного здания или сооружения до 3 м включительно в том случае, если такая комната не имеет других окон и представляет предмет самостоятельного договора.
Окно комнаты выходит в замкнутый дворик 5х5 м, если комната не имеет других окон и представляет предмет самостоятельного договора.
Размещение поме щений. В комнате имеется лаз в техническое подполье или чердак или в квартире имеется люк ливнестоков, если в под полье или чердаке нет другого входа. Осмотр на месте.
Брандмауэр является стеной жилой комнаты.
Выход из жилой комнаты осуществля ется непосредственно наружу в том случае, если невозможно оборудовать теплый тамбур или теплую при стройку.
Жилые помещения, устроенные в чер даках, если они не отвечают установ ленным санитарно-техническим тре бованиям.
Благоустройство. Над комнатой расположены канализа ционные трубопроводы и приборы от санитарного узла (уборной, ванны). Устанавливается по схемам размещения инженерного оборудо вания и осмотром на месте.
Через комнату или в междуэтажном пере проходят канализационные трубы.
Вход в санузел осуществляется непо средственно из комнаты.
Комната, в которую встроен санузел (ванная или уборная) в том случае, если такая комната расположена в коммунальной квартире и технически не представляется возможным перене сти санузел в другое помещение или обеспечить нормативную звукоизоля цию.
Комната в квартире без уборной, вы несенная за пределы квартиры и пере оборудованная под уборную.
Одна из комнат, пригодная по техни ческим условиям для переоборудова ния под кухню при несоблюдении тре бований Правил безопасности в газо вом хозяйстве.
Одна из комнат в коммунальной квар тире с кухней площадью менее 10% жилой площади квартиры, пригодная для переоборудования под кухню.
Одна из комнат в коммунальной квар тире с ванной, устроенной в кухне, пригодная для переоборудования под ванную.
Перечень санитарно-гигиенических условий, дающих основание признавать пло щадь непригодной для постоянного проживания, приведен ниже.
Показатель Дефекты жилых помещений Методы обследования
Освещенность. Комната освещается окнами или фрамугами, выходящими в соседнее помещение. Осмотр на месте.
Комната не имеет непосредственного освещения.
Окно или окна комнаты выходят под арку или в крытую галерею, и такая комната не имеет других окон.
Простенок между световым проемом и поперечной стеной или перегород кой составляет более 3 м, за исклю чением случаев размещения окон в двух наружных стенах угловой ком наты (при этом ширина или глубина альковов и ниш не учитывается), если такая комната составляет предмет са мостоятельного договора.
Вибрация. Помещение считается непригодным для постоянного проживания в том случае, если технически не представ ляется возможным снизить уровень вибрации до нормативных величин. Измерение уровней вибра ции осуществляется вибро измерительной системой.
Шум. Помещение считается непригодным для постоянного проживания в том случае, если с помощью конструктив ных и защитных мероприятий не представляется возможным снизить уровень шума от работы стационар ных механизмов или инженерного оборудования до величин, установ ленных нормами. Измерение шумов в жилых зданиях для контроля соот ветствия фактических уров ней шума допустимым уров ням производится шумоме рами по соответствующим стандартам.
Температурно-влажностный режим. Непригодна комната, не имеющая отопительных приборов при невоз можности оборудования ими. Температурно-влажностный режим определяется при помощи аспирационного психрометра Ассмана. Для длительных наблюдений ис пользуется также термограф.
Комната находится над помещением с большим тепловыделением. Температура ограждающих поверхностей измеряется термопарами.
Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помеще ния. Такой льготой наделены лица, жилище которых стало непригодным для прожива ния в результате стихийного бедствия.

Стихийные бедствия делают невозможным про живание людей в зонах отчуждения и отселения, их жилье становится непригодным для проживания, что исключает возможность его использования. При внеочередном предоставлении жилья гражданам, эвакуируемым из зоны отчуждения и переселяемым из зоны отселения, имеющаяся у них жилая площадь должна признаваться непригод ной для проживания.

Гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригод ным для проживания, жилое помещение предоставляется вне очереди.

Ветхий жилищный фонд, ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, сносится.

Гражданам, проживавшим в таком фонде, оказывается действие в приобретении нового жилья.

Предназначенность помещения для жилищных целей - это изначально заданная функция, обозначенная в соответствующих документах, которая не зависит от харак тера фактического использования объекта и от сохранения им способности удовлетво рять жилищные потребности граждан. Такое помещение может стать непригодным для проживания или аварийным в результате обычного износа или под влиянием особых обстоятельств. Сама по себе непригодность в тот или иной момент для целей прожива ния не отменяет признака предназначенности, как не отменяет его и изменение взгля дов на минимальные требования, предъявляемые к жилым помещениям, выраженные в строительных нормах и правилах, ГОСТах, концепциях.

Поэтому предназначенность как классифицирующий признак отличается стабильностью, документарной опреде ленностью.

Замену его на такой определитель видов помещений, как пригодность для проживания, следует считать неравноценной.

Пригодность определяет фактическую возможность использовать помещение для целей проживания.

Утрата жилым помеще нием такого свойства является лишь основанием для применения к нему процедуры ис ключения из жилищного фонда, но сама по себе не свидетельствует об утрате право вого режима жилого помещения.

Жилыми помещениями, несомненно, остаются поме щения, непригодные для проживания, но не исключенные из состава жилищного фонда в установленном порядке. Кроме того, неизбежно возникает вопрос о том, кто, как и в каких документах определяет пригодность помещения для жилья. То, что дом предна значен для проживания, должно подтверждаться не актом проверки, а документами о предоставлении земельного участка, проектной документацией, актом приемки дома в эксплуатацию и прочими указанными выше документами. 2. Порядок признания непригодности для проживания жилых помещений.

Периодически производится обследование состояния жилых домов государствен ного и общественного жилищного фонда.

Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях, например, пе реводятся в нежилые помещения, либо сносятся по решению органов местного само управления.

Признание домов и жилых помещений непригодными для проживания произво дится в порядке, определяемом органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

Порядок признания жилых домов и жилых помещений непригодными для посто янного проживания устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно Положению о государственной жилищной инспекции в Российской Фе дерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 № 1086, контроль соблюдения порядка и правил признания жилых домов и жилых поме щений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые осуществляют органы государственной жилищной инспекции.

Главной задачей государственной жилищной инспекции является осуществление контроля использования, содержания и ремонта жилищного фонда независимо от его принадлежности в части обеспечения зашиты прав и законных интересов граждан и го сударства.

Задачами государственной жилищной инспекции являются: - соблюдение требований жилищного законодательства всеми участни ками жилищных отношений (гражданами, предприятиями, учрежде ниями и организациями жилищной сферы и государством), - защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующими нормами и правилами, - выявление и предупреждение нарушений при использовании жилищного фонда и обеспечение его сохранности. В соответствии с задачами, решение которых возложено на инспекцию, она осу ществляет контроль - за использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых терри торий, - за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудо вания, своевременным выполнением работ по его содержанию в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, - за реализацией в рамках договорных отношений между органами мест ного управления и предприятиями, организациями, обслуживающими подконтрольные объекты, прав и обязанностей сторон и их направленно сти на защиту интересов потребителей, - за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жи лищно-коммунальных услуг, - за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, в части согласо ванной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологи ческого контроля, - за осуществлением мероприятий, по подготовке жилищного фонда к сезон ной эксплуатации, - за рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергети ческих ресурсов и воды, - за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, например, отоплением, электроснабжением, водоснабжением, газоснабжением или канализацией, - за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомо выми территориями, - за санитарным состоянием мест общего пользования: лестничных кле ток, лифтов и придомовых территорий, - за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодным для постоянного проживания, а также перевода их в нежи лые помещения, - за исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.

Инспекция планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования через своих представителей или инспекторов и филиалы.

Инспекционные обследования могут быть следующих видов: - плановые обследования, проводимые в соответствии с утвержденным гра фиком (комплексные обследования - раз в пять лет, выборочные - раз в год), - неплановые обследования, проводимые инспектором при включении в со став подконтрольных новых объектов, изменении собственника этих объектов или распоряжению руководства инспекции.

Инспекция обобщает, анализирует информацию по данным инспекционных об следований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов.

Инспекция принимает участие в подготовке и разработке общероссийских и ре гиональных нормативных документов по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг, а также оказывает консультационную и техническую помощь владельцам подконтрольных объектов, предприятиям, организациям или гражданам, осуществляющим эксплуатацию жилых домов и придомовых территорий.

Инспекция имеет право - проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтроль ного объекта, независимо от его ведомственной подчинен ности и формы собственности, - давать заключения и предписания собственникам жилищного фонда и объ ектов коммунального назначения, а также предприятиям, их обслу живающим, и гражданам о результатах проведенных инспекционных об следований с определением конкретных мероприятий и сроков устране ния выявленных недостатков и нарушений, - осуществлять при проведении инспекционных обследований проверку на личия у предприятий всех форм собственности и граждан лицензий на проведение работ, требующих их наличия, - требовать от собственников жилищного фонда и объектов коммуналь ного назначения необходимую для обследования документацию и другие материалы в порядке, установленном действующим законодательством, - давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда за грубые или систематические нарушения физическими и юриди ческими лицами установленных правил и норм, - применять и взыскивать финансовые санкции за несоблюдение норма тивно-технических требований по использованию, содержанию жилищ ного фонда и придомовых территорий, а также за неисполнение предпи саний об установлении выявленных недостатков в порядке и на условиях в соответствии с действующим законодательством, - проверять соблюдение порядка и правил признания непригодности для по стоянного проживания жилых домов и помещений, а также перевода их в нежилые помещения, - вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответ ственности в соответствии с действующим законодательством, - требовать предоставления информации от собственников подконтроль ных объектов, включая органы местного самоуправления, а также от предприятий, организаций и граждан, осуществляющих содержание дан ных объектов, - создавать технические и учебные центры, а также другие службы для осу ществления консультационных и технических услуг по обследованию зданий и сооружений.

Основанием для выполнения требований инспекции является письменное обосно ванное предписание государственного жилищного инспектора. Если выявленные нарушения представляют угрозу здоровью и жизни граждан, или могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, копии которого направ ляются органам местного самоуправления по принадлежности. В предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ.

Предписание подписывается ин спектором и другими участниками инспекционных обследований: - собственниками подконтрольных объектов, - представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содер жание подконтрольных объектов, - представителями сторонних организаций, участвующими в инспекцион ном обследовании. В случае несогласия собственников или их представителей, представителей пред приятий или граждан, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, с фак тами и выводами, изложенными в предписании, они имеют право сделать соответст вующую запись и представить необходимые подтверждающие документы. В случае отказа собственника подконтрольного объекта или его представителя, или представителя предприятия, организации, осуществляющей содержание данного объекта, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка, и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уве домлением о вручении. Отказ от подписания предписания не является препятствием для составления и выдачи его, взыскания финансовых санкций, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки. При невыполнении требований, изложенных в предписании по срокам, перечню и объемам работ, составляется акт, являющийся основанием для применения соответст вующих финансовых санкций в установленном порядке.

Предварительные списки жилых домов и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, составляются - при периодическом обследовании состояния жилых домов специализиро ванной проектной организацией системы жилищно-комму нального хозяйства, - при сплошных плановых обходах домового фонда местным бюро техниче ской инвентаризации, - при плановых осмотрах жилого дома жилищно-эксплуатационной органи зацией.

Предварительные списки направляются жилищно-эксплуатационной организа ции, предприятию, на балансе которых находится дом, владельцу дома.

Подготовка акта о признании непригодности жилого дома или жилого помещения для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями местных администраций, в состав которых при необходимости могут быть введены технические эксперты. В обязанность комиссии входит - определение пригодности жилой площади для постоянного проживания на основании требований, установленных Положением по оценке непри годности жилых домов и жилых помещений государственного и общест венного жилищного фонда для постоянного проживания, - рассмотрение жалоб организаций и граждан на решения междуведомствен ных комиссий более низкого уровня, - определение технической возможности осуществления перепланировок и переустройства квартир.

Председатель комиссии организует и направляет всю работу комиссии. Он имеет право по своему усмотрению или требованию членов комиссии - привлекать к работе в комиссии специалистов аппарата жилищного управ ления, производственных жилищно-эксплуатационных трестов, участков и контор, проектно-изыскательских организаций системы жи лищно-коммунального хозяйства, а также из других организаций, - вскрывать конструктивные элементы зданий, - привлекать работников жилищно-эксплуатационных организаций к свое временной подготовке объектов и мест обследования, - опрашивать жильцов и арендаторов с целью уточнения вопросов, необхо димых для принятия комиссией окончательного решения, - при обнаружении неисправностей строительных конструкций или оборудо вания давать жилищно-эксплуатационным организациям обяза тельные для исполнения предписания об их устранении с установлением конкретных сроков, о чем делается соответствующая запись в акте, - вызывать на заседания комиссии представителей ведомств, которым при надлежат рассматриваемые дома, а также заявителей, нанимателей жи лых помещений, представителей предприятий при разборе их заявлений.

Постановлением Администрации г.

Рязани от 5 февраля 2002 года № 251 О меж ведомственной комиссии создана постоянно действующая межведомственная комис сия по оценке технического состояния объекта жилищного фонда г.

Рязани. В ее состав включены сотрудники городской администрации, представители проектного института жилищно-гражданского профиля, городского центра государственного санитарно-эпи демиологического надзора, государственной противопожарной службы, государствен ного предприятия учета и оценки недвижимости: - Олейников В.А. - заместитель главы администрации по муниципальной собственности и строительству (председатель комиссии), - Рогульский М.В. - заместитель директора муниципального учреждения жи лищно-коммунального хозяйства Дирекция единого заказчика (за меститель председателя комиссии), - Жулев В.А - заместитель начальника управления и транспорта, - Третьяков В.И. - главный специалист управления главного архитектора, - Игнатьев А.В. - ведущий специалист управления городского строитель ства, - Стрелков В.А. - специалист 1 категории управления по жилью, - Меньшов А.С. - заместитель директора ДФГУП Рязанское БТИ (по согла сованию), - Нудельман Л.А. - главный инженер ЗАО Институт Рязангражданпро ект (по согласованию), - Михайлов С.А. - старший инспектор управления государственной противо пожарной службы МЧС России по Рязанской области (по согла сованию), - Богданов Е.А. - заведующий коммунальным отделом городского центра го сударственного санитарно-эпидемиологического надзора г.

Рязани (по согласованию). Решение о непригодности жилого дома или жилого помещения для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится главой ме стной администрации.

Утвержденный акт служит основанием для решения вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательст вом порядке.

Согласно Положению, утвержденному указанным выше постановлением, в своей работе межведомственная комиссия имеет право - привлекать работников жилищно-эксплуатационных организаций к свое временной подготовке объектов и мест обследования, к вскрытию конст руктивных элементов зданий, - опрашивать жильцов и арендаторов с целью уточнения вопросов, необхо димых для принятия окончательного решения, - делать запрос собственникам жилищного фонда о предоставлении необхо димых документов для составления технического заключения о состоянии жилищного фонда, - вызывать на заседания комиссии представителей организации, которым принадлежат обследуемые жилые дома и жилые помещения, а также зая вителей, по чьей заявке производится обследование.

Межведомственная комиссия осуществляет свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в орган местного самоуправления с указанием причин, по которым он считает необходимым созыв комиссии: - по указанию вышестоящих организаций, - в случае аварийной ситуации, - по представлениям органов санитарного надзора и государственного по жарного надзора, - по запросу суда и прокуратуры, - по заявлениям граждан. Для рассмотрения на комиссии вопроса о непригодности жилого дома или жилого помещения для постоянного проживания кроме заявления владелец дома по запросу комиссии обязан представить - технический паспорт дома, подготовленный бюро технической инвентари зации (по данным на день обращения в комиссию) с указанием износа конструктивных элементов и дома в целом, либо отдельного по мещения, о котором возбуждается ходатайство, - соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные бюро тех нической инвентаризации, - акты общего осмотра помещения за последние три года с указанием ре монтных работ и объемов, выполненных за этот период, - заключение санитарно-эпидемиологической станции, - заключение государственного пожарного надзора, - заявление, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания, - техническое заключение о целесообразности и стоимости ремонтных ра бот, пере планировки, переустройства, подготовленное проектной орга низацией жилищно-граж данского профиля.

Комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания.

Комиссия должна также относить их к следующим группам по качественным признакам как - жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, - жилые помещения, непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоян ного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обос нованиями, - жилые помещения, непригодные, дефекты которых не могут быть устра нены технически или их устранение экономически нецелесообразно. В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания. Члены комиссии, не согласные с решением, оформляют особое мнение, которое прикладывается к акту.

Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для по стоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится органом местного самоуправления.

Утвержденные акты служат основанием для решения вопросов, связанных с про ведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилых помещений, непригодных для проживания либо с их сносом или переоборудованием для использо вания в других целях. Если необходимо немедленное расселение граждан из-за аварийной ситуации или обнаружения факторов, особо опасных для здоровья людей, расселение необходимо оформлять в день получения акта комиссии. Копия решения о признании непригодности жилого дома или помещения для по стоянного проживания направляется владельцу дома.

Нанимателю жилого помещения выдается справка установленного образца.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законо дательством РФ непригодными для проживания, не допускается.

Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых помещений, правил признания жилых помещений непригодными для постоян ного проживания влечет наложение административного штрафа.

Заключение. В предлагаемой курсовой работе кратко изложены основания и порядок призна ния непригодности жилых помещений для проживания.

Признание жилых домов непригодными производится в порядке, определяемом Правительством РФ. По поручению Правительства РФ Министерством жилищно-ком мунального хозяйства в 1985 году было издано Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищных фон дов для постоянного проживания.

Приказом Госстроя РФ от 31 декабря 1999 года № 177 настоящий документ признан утратившим силу.

Приказом Госстроя РФ от 15 авгу ста 2000 года № 181 указанный приказ Госстроя отменен в связи с отказом в государст венной регистрации Минюстом РФ. Названный ведомственный нормативный акт не охарактеризовал минимальный социальный стандарт пригодности жилого дома или жилого помещения для постоян ного проживания. К тому же оценочные критерии утверждены на уровне ведомствен ного нормативного акта, тогда как федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать акты, содержащие нормы, касающиеся защиты прав потребителей.

Рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагается на междуведомственные комиссии орга нов местного самоуправления.

Решение вопросов, связанных с проведением капиталь ного ремонта, модернизации и реконструкции жилых домов и жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания, их сносом или переоборудованием для ис пользования в других целях принимается в установленном законодательством порядке на основании соответствующих нормативных документов.

Список литературы.

Жилищный кодекс РФ от 22 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года (отменен с 1 марта 2005 года Фе деральным законом от 22 декабря 2004 года № 189-ФЗ). Жилищное право. Под ред.

Еремичева И.А., Алексия П.В. - М., 2005. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 де кабря 2001 года № 195-ФЗ. Макаров Г.П. Права граждан на компенсацию утраченного жилья // Гражданин и право , № 2, февраль 1998 года. О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации уголь ной промышленности . Постановление Правительства РФ от 3 декабря 1997 года № 1523. О межведомственной комиссии . Постановление Администрации г.

Рязани от 5 февраля 2002 года № 251. О местном самоуправлении в Российской Федерации. Закон РФ от 6 июля 1991 года № 1550- I . О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.