Пространство и время

Пространство и время

Всеобщее свойство материальных процессов протекать друг за другом в определенной последовательности (ночь-утро-день-вечер; зима-весна-лето-осень...), обладать длительностью и развиваться по этапам, стадиям отражает философское понятие времени.

Пространство и время представляют всеобщие формы существования материи.

Несмотря на кажущуюся очевидность понятий пространства и времени, они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и одних из самых сложных характеристик материи; эти понятия часто становились предметом ожесточенных философских дискуссий в 20 веке. Самое общее понимание пространства и времени опирается на наш непосредственный опыт. Мы знаем, что пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, существование и взаимодействие.

Понятие времени, как и пространства, возникает также из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте. Таким образом, время тоже есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.

Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных объектов по отношению друг к другу в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющихся друг друга объектов в одном и том же месте пространства. В чем же существо споров вокруг этих понятий? Рассмотрим две противоположные точки зрения. 1) Согласно первой из них, соответствующей классической механике Ньютона, существуют независимые от материи абсолютные пространство и время, в которых осуществляются уже соответственно материальные события и процессы.

Абсолютные пространство и время -- это чистая протяженность и чистая длительность, они неизменны и постоянны. Можно убрать из пространства все тела, и все пространство останется, а свойства его сохраняются. То же и со временем: оно течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни ото чего не зависит; время -- это чистая длительность, непрерывный мировой поток, постоянная космическая шкала для измерения всех конкретных движений. Итак, как мы видим, классическая механика, признавая объективность пространства и времени, отрывала их от материи, считала абсолютно однородными и неизменными. А.И.Ньютон, основатель этой механики, представлял пространство в виде огромного вместилища, в котором в определенном порядке расположены вещи, но сами эти вещи никакого отношения к пространству не имеют. Он считал, что пространственные свойства всех тел Вселенной одинаковы и полностью исчерпываются геометрией Эвклида (субстанциональная концепция). 2) Вторая точка зрения была ясно сформулирована в диалектическом материализме и затем подтверждена теорией относительности Эйнштейна (отсюда ее название -- реляционная, от латинского relativus -- относительный), и всем ходом дальнейшего развития науки. Смысл этой точки зрения состоит в том, что пространство и время мыслятся здесь не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи. Сам А.Эйнштейн, автор теории относительности -- современной естественно-научной теории пространства и времени, сказал о сути своей теории: 'Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы.

Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время'. Из такого понимания следует, что пространство и время, во-первых, суть объективные свойства материи и, во-вторых, как таковые всеобщи.

Наряду с общими свойствами пространства и времени каждому из них присущи и качественно специфические свойства. Для пространства таковыми будут: трехмерность, симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля.

Специфические свойства времени иные: одномерность, асимметричность, необратимость, то есть направленность всегда от прошлого к будущему, ритм процессов, скорость изменения состояния.

Следовательно, пространство и время в философском понимании надо рассматривать в единстве с движением и материей, они органически взаимосвязаны. II. Единство материи движения пространства и времени.

Огромный вклад в разработку научных представлениях о связи пространство и времени с движущейся материей внес Н.И.Лобачевский, который разработал неэвклидову геометрию, где говорится, что свойства пространства в различных областях Вселенной неодинаковы, что они зависят от самой природы физических тем, от происходящих в них материальных процессов. Идеи Лобачевского о единстве пространства с движущейся материей получили свое подтверждение и конкретизацию в современной физике. Так называемая специальная теория относительности устанавливает зависимость пространственно-временных свойств от скорости их движения. В условиях небольших скоростей проследить эту зависимость невозможно; изменение пространственно-временных свойств можно обнаружить только при скоростях, близких скорости света: например при околосветовых скоростях длина движущегося тела по сравнению с покоящимся уменьшается по мере увеличения скорости. При этом и время не остается неизменным: с увеличением скорости течение времени замедляется. То есть метрические свойства пространства и времени создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Как уже было сказано, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется.

Представим себе астронавта, летящего в глубинах галактики на ракете.

Отправляясь в полет, он обещал каждую секунду посылать на Землю сигнал.

Теперь представим себе такую картину: этот астронавт подлетает к затерявшейся где-то в галактике чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз больше плотности атомного ядра.

Земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что по мере приближения к этому телу радиосигналы, посылаемые астронавтом, стали поступать не через секунду, а все реже и реже. И вот уже между ними стали проходить минуты, затем часы, потом годы и века... В конце концов сигналы совсем перестали поступать, а между тем астронавт, как и было условлено, посылал сигналы ежесекундно.

Оказалось, что из этой плотной звезды не выходят ни излучения, ни какие-либо частицы и взаимодействует она с миром только через силу гравитации. Таким образом, единое пространство-время Вселенной есть проявление действующих в ней гравитационных сил. И единство пространства, времени и движения материи можно выразить так: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении. Живые структуры также обладают особенными свойствами пространства и времени -- их геометрия усложняется, изменятся и ритм времени. Мы сталкиваемся здесь с биологической характеристикой времени и пространства: все организмы имеют свои биологические часы. Свою особенную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, организуя эти события, а кроме того, переживая их. Стало быть, историческое время -- это уже иная характеристика времени по сравнению с физическим временем, например, движения небесных светил. Кода мы говорим, что время ускоряет свой бег, то имеем в виду, что события текут быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм социальной жизнедеятельности.

Социально-историческое время исчисляется поколениями, веками, тысячелетиями. Его особенным свойством является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те или иные социальные события, даже легенды.

Проблемы времени в литературном творчестве -- художественное время -- также можно изучать специально. К примеру, выясняется соотношение временных отрезков в межличностных отношениях героев или в их биографии.

Единство художественного времени с художественным пространством носит название 'хронотопа'. Существует и психологическое время, связанное с его субъективным переживанием. Так, напряженное ожидание 'растягивает' время, а переживание удовольствия, радости 'сокращает' время, делает его 'уплотненным', время как бы 'съеживается'. III. О многомерности пространства.

Согласно теории относительности, пространство и время изменяются не сами по себе, а в неразрывной связи друг с другом. Эта связь настолько тесна, что они образуют здесь неразрывное целое, и время приобретает как бы роль четвертого измерения в дополнении к трем измерениям пространства (длина, ширина, высота). Сам А.Эйнштейн говорил, что его удивляет та настороженность, с которой порой относятся к четырехмерному пространству, хотя оно говорит всего лишь о том, что тело с такими-то и такими-то тремя пространственными координатами находилось там именно в данный момент времени (четвертое измерение). Но существует и многомерное пространство Гильберта. Оно призвано отразить наличие у исследуемого объекта каких-либо совсем не пространственных свойств, которые только выражаются как 'пространственно-подобные' с помощью различных математических операций. Так, если к трем привычным пространственным координатам объекта добавляются еще три координаты, выражающие, например, три компонента импульса этого же объекта, то для обозначения совокупности всех этих данных говорят о шестимерном фазовом пространстве, хотя собственно пространственных координат здесь, как обычно, три.

Понятие шестимерного фазового пространства, таким образом, есть математическая абстракция, оно не претендует на замену занятия трехмерного пространства.

Многомерное пространство в прямом смысле этого слова.

Использование метода многомерности пространства является одним из приемов квантовой физики, вынужденной описывать 'недоступные' чувственному восприятию.

Многомерные пространства являются правомерной научной абстракцией, имеющей и физический, и математический смысл. Здесь нет ничего сверхестественного или бессодержательного.

Различные идеалистические трактовки многомерного пространства, например, теологов, помещающих в эти 'сверхреальные' пятые, шестые и др. измерения каких-то духов или прямо идеальную субстанцию, принадлежат идеалистам, спекулирующим на достижениях естествознания.

Важнейшим свойством пространства и времени является их объективность, т.е, независимость от человеческого сознания.

Идеализм отрицает объективность пространства и времени, считая их продуктом сознания человека. С их точки зрения пространство и время порождены абсолютной идеей, мировым духом. Ленин в работе 'Материализм и эмпириокритицизм' доказал несостоятельность идеалистический взглядов: Земля существовала во времени и пространстве задолго до появления человека. Земле -- миллиарды лет, человеку -- десятки тысяч. IV. ВЕЧНОСТЬ И БЕСКОНЕЧНОСТЬ МАТЕРИИ. Чье воображение не волновало таинственное ощущение бездны мироздания? Кого не поражал вид темного неба, искрящегося мириадами звезд? Вечность и бесконечность материи обуславливают вечность времени и бесконечность пространства, например, вечность и бесконечность Вселенной. 'Открылась бездна звезд полна: Звездам числа нет, бездне дна' М.В.Ломоносов Истинная бесконечность -- это процесс постоянного выхода за пределы конечного, но выхода не только количественного, но и качественного, даже сущного: одна мера определенности системы переходит в качественно иную -- как в великое, так и в малое.

Вселенная не существует в раз и навсегда законченном виде, а есть непрерывно творящая себя реальность.

Конечное -- это постоянно появляющийся и исчезающий момент бесконечного процесса изменения сущего.

Изменение же вообще связано с выходом системы за свои пространственные, временные, количественные и качественные границы.

Истинная бесконечность -- это процесс постоянного качественного новообразования, включающий в себя бесконечность пространства и времени, процесс обретения границ и их утраты, достижения равновесия и одновременно стремления к нарушению его, то есть постоянно, напряженно пульсирующий процесс единства противоположностей.

Бесконечность времени существования мира выражается понятием вечности.

Вечность присуща лишь миру в целом, каждая конкретная система которого проходяща.