Шпаргалки по предмету Социология

Шпаргалки по предмету Социология

Варианты взаимодействия личности и общества. 8. Социализация.

Особенности социализации на различных этапах жизни. 9. Ресоциализация, ее объективная необходимость в современном российском обществе. 10. Общество как целостная система, роль культуры в обеспечении его существования и развития. 12. Первичные и вторичные группы как субъекты социальных отношений.

Воздействие первичных групп на деятельность вторичных групп. 13. Организация как социальное явление.

Организационные образования в современном обществе.

Достоинства и недостатки организаций. 15. Социальные институты общества, их основные функции в современных обществах.

Тенденции изменения социальных институтов в России. 16. Семья как социальный институт.

Истоки семейных конфликтов.

Функции семьи. 18. Социальный процесс как историческая практика людей. 19. Факторы и условия, определяющие социальные процессы. Роль социокультурных факторов и условий в развитии социальных процессов. 20. Сущность социального развития.

Критерий социального прогресса. 23. Теория стратификации в современных обществах. 24. Социальная мобильность: сущность, причины, формы.

Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. 30. Развитие социальных институтов России в условиях формирования рынка и демократии. 31. Тенденции развития российского общества в условиях глобализации. 32. Современные требования к личности работника. 42. Религия как социальный институт. 43. Управление организациями в условиях рыночных отношений. Стили управления. 44. Механизм социальной регуляции. 45. Невербальная и вербальная коммуникации. 46. Сущность процессов ассимиляции и амальгамизации. 47. Референтные группы, их основные формы. 48. Этноцентризм и культурный релятивизм: черты, воздействие на жизнь общества. 49. Понятие личности.

Факторы развития личности. 50. Особенности социологического изучения личности. 51. Кооперация и конкуренция как социальные процессы. 52. Социальные статусы и роли.

Предписанные и достигаемые статусы. 53. Социальные контакты, действия и взаимодействия. 57. М .Вебер о четырех видах деятельности человека. 58. М .Вебер о двух стадиях развития капитализма. 1. Предмет и структура социологии.

Предмет социологии, основные подходы: 1. макросоциологический подход (Огюст Конт): Соц-ия изучает общество в его ценности и взаимосвязи 2 . Микросоциологический (Петерим Сорокин) (1889-1968г.): Соц-ия изучает поведение челов в среде себе подобных 3. Интегральный (Энтони Гиденс): Соц-ия изучает: - общество и его структуры; -взаимодействие человека с обществом и с его структурными элементами.

Структура соц-ии: Соц делиться: 1) а) фундаментальная соц-ия социально-филосовское осмысление общества челов и их взаимодействия; методов исследования обществ явлений и процессов. б ) эмпирическая соц-ия сбор фактов сведений мнений, обобщения формулировки выводов. 2) а) макросоциология изучение общества в целом; б) соц среднего уровня - изучение поведения различн групп населения(дети ,подростки..),сфер деятельности челов (соцторговля ) в) микросоциология поведение челов в малых группах (семья, друзья, влюбленные..) 2. Соотношение социологии и других общественных наук.

Социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки.

История же исходит из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, концентрирующих сущность социального целого. Самое главное, социология изучает экономическую жизнь в ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этническими, семейно - бытовыми, социокультурными). Только при раскрытии связи экономических и социальных структур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможности внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства.

Совершенно закономерно в структуре социологической науки сформировалась своя собственная область политического знания - социология политики.

Именно она изучает взаимосвязь политической сферы с другими сферами социальной жизни.

Например, взаимодействие' политических институтов с другими социальными институтами - собственности, образования, науки, культуры, семьи и пр.

Социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами.

Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга.

Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как продукта общественных отношений , знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. 3. Функции социологии. 1) Познание человека и общества; 2) Практически прикладная - использование данных социологии в различн видах деятельности; 3) Воспитательная изучение человека, воздействие на него; 4) Управление 4. Культура как система ценностей, смыслов, образов деятельности индивидов. 1)Культура это все то что создано человеком ; способ взаимодействий 2)Культура может содержать как полезное так и вредное культурное и некультурное Вопрос о критериях культурности и некультурности имеет конкретно историческое содержание. В его основе лежат аспекты: а) культурно то что полезно большинству и признается большинством как культурное; б) культурно то что полезно человеку, служит его развитию, гармонизации отношений с другими людьми; в) культура способ взаимодействия.

Культура - это специфический способ взаимодействия человека с окружающим миром, представленный: а) в системе знаний, представлений в искусстве и литературе б) в соц-ых ценностях в) в нормах( мораль право) г) в традициях и обычаях д) в образах поведения и деятельности г) в учреждениях Часто культурой и её формой является язык. Он непосредственно воздействует на поведение и деятельность людей и групп. Части языка и элементы культуры 1. Понятия (концепты ) содержатся в языке науке, религии, искусстве Понятия это сгустки знаний о предмете явлений.

Посредством понятий человек познает мир понимает других взаимодействует с ними.

Богатство языка человека показатель его культуры.

Каждое понятие несет не только словесную нагрузку и эмоциональную окраску. Язык каждого народа отражает условия народа. 2. Отношения понятия обозначает не только части мира но и связи, но и взаимосвязи между ними 3. Ценности св-во предметов явлений удовлетворять определенные потребности и интересы людей. Это представления людей о свойствах предметов явлений . они имеют конкретно историческ содержание. 4. Нормы требования, пожелание ожидания соответств поведения и деятельности в типичных ситуациях. Это шаблоны, оразцы поведения, они позволяют взаимодействовать 5. нравственные нормы они затрагивают важнейшие аспекты человеч жизни, они сохраняют людей как существ разумных. 6. Законы формализованные и усиленные нормы, требующие неукоснительного соблюдения, их не выполнение сопровождается санкциями. 5. Влияние культуры на социальные и экономические отношения.

Обратные влияния экономики и социально-политической жизни на культуру. неоднородность культуры: Люди занимают разное положение в общественном положении а) имеют разный уровень достатка б) разный уровень образования в) живут в различных населённых пунктах - деревнях, малых, средних городов. г) они имеют разную активность в освоении культуру.

Поэтому культура в обществе распространяется неоднородно . По степени распределения в культуре любого народа можно выделить следующие формы: 1) Доминирующие господствующая культура. Она поддерживается значительной частью населения. Её ядро общечеловеч ценности и нормы + национальные особенности 2) Субкультура это та культ котор поддерживается возрастными профессиональными и поселенческими общностями. Она разделяет основные ценности, нормы... 3) Контркультура те субкультуры котор отрицают ценности доминирующих(панки, скинхеды..). Каждый чел находиться в рамках своей субкультуры. Имеет свои + и - из нужно понимать стремится к овладению высшими субкультурами. Этнос: - нард - племя Он противопоставляет народы, обрекает народ на отставание.

Культурный релятивизм система взглядов действий позволяющая оценить достижения других народов и культур, творчески усвоить и при этом сохранить и развить культ своего народа 6. Диалектика социального и биологического в человеке. Соц и биологическое в человеке взаимопроникает, одно определяет другое: 1) продолжительность жизни биологически возможна (80 100 лет). Но соц условия влияют на эту продолжительность. В 18 веке средняя продолж 30 лет; в 19 в 56 лет; конец 20-начало 21 в 75-77 лет.

Способность женщин к деторождению 16 49 лет. 2) Последовательность в развитии человека чел определяется биологическими и социальными факторами:1.сознание ;2) психика ;3) бессознательное. Челов имеет сознание и волю, чтобы управлять своим поведением. Он может до определенной меры блокировать воздействие отриц факторов биологических и социальных. Он хозяин свей судьбы до определенной степени.

Каждый чел есть результат своей биологической ответственности: а) . б) социального окружения в) своей психикой г)своего сознания и воли. 7. Взаимодействие личности и общества как центральное отношение социальной жизни.

Варианты взаимодействия личности и общества.

Факторы определяющие взаимодействие человека и общества: 1. Человек, его свойства и качества: Физич данные чел(тело, здоровье) Психика Интеллект, уровень интеллекта Статус человека в общ Личный опыт человека, образов, культура 2. Соц группы ,организации, институты с котор взаимодействует человек 3. Место проживания(город, село, деревня) 4. общество в котор живет челов 5. соотношение мира, международн отношений в мире.

Варианты взаимодействия личности в обществе: 1)_ Структуролистский подход Общ имеет жесткую структуру элементов правил норм, возможностей и запретов. Общ в основном и главном определяет жизнь челов и его деятельность. 2) Каждый человек имеет сознание и волю. Он сам решает в каждый момент что ему делать и как это делать. Жан П Оль Сартр мы приговорены к свободе 3) Интегральный Человек живет в обществе, следовательно, зависит от него, но в рамках данных возможностей и ограничений, он сам принимает решения. Он сам выстраивает свою судьбу. 18. Социальный процесс как историческая практика людей. Соц. процессы это любая повторяющаяся модель соц-ых взаимодействий, которые поддаются идентификации (определения). Многообразные явления в природе и обществе непосредственно связаны между собой.

Относительно однородные серии явлений, которые связаны причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями, называются процессами, (например, смена времени года, рост организма и т.д.). Социологическая наука занимается проблемами взаимодействия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные процессы.

Социологическая категория социальный процесс может быть определена (исходя из задач самой социологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определённую тенденцию изменения (или сохранения) общепринятого положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями). Серия соц. явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную протяжённость, логически прослеживаемую последовательность, где предыдущие её этапы с необходимостью предопределяют последующие. Соц. процессы характеризуются также непрерывностью и идентичностью. 19. Факторы и условия, определяющие социальные процессы. Роль социокультурных факторов и условий в развитии социальных процессов. На жизнь общества оказывает воздействие множество факторов.

Биосоциальная природа человека в немалой мере определяет жизнь общества. а) Природные факторы: космические факторы, в том числе гелеопроцессы (процессы на земле), климат страны, рельеф, почва, географическое положение. б) Биологические факторы: потребность в питание, одежде, тепле. в) социально-психические факторы: потребность познания, новые знания, открытия, идеи, теории влияют на жизнь общества. г) социально-культурные факторы: то, что сделали предшествующее поколение, что успевает сделать живущее поколение, что обозначилось как будущее.

Одновременное действие множества факторов порождает неопределённость в жизни общества.

Неопределённость возрастает в следствие действий человека, которые действуют на основе разума и эмоций. V Неопределённость в развитии общества возрастает потому что преднамеренные действия многих людей могут вести к непредвиденным последствиям. V Каждый момент в жизни общества складывается неповторимое сочетание событий и факторов, которые требуют новых решений, новых подходов, оперативности в решении возникших проблем.

Гераклит в одну и ту же реку не войти дважды , сегодня никогда не повторится вчера, завтра не повторится сегодня VI Изменение и неопределённость общества жизни говорят о том, что детальное досрочное прогнозирование невозможно.

Возможно детальное прогнозирование на короткий срок. 20. Сущность социального развития.

Критерий социального прогресса.

Понятие развития выступают как универсальная категория, вбирающая в себя всё оттенки динамически изменяющихся систем в природе и обществе.

Диапазон этих систем чрезвычайно широк: от инфузории до человеческого общества и природы в целом, от отдельно взятой мыли до развития всей духовной культуры.

История предстает либо как хаос случайных событий, либо как жестко детерминированная система, или неотвратимая законом.

Существенно различаются и теоретические представления о механизме соц. развития, процессах его осуществления. Здесь противоборствовали идеи прогрессивного, регрессивного и циклическ5ого движения. Кроме того, противостояли друг другу идеи эволюционного и революционного развития, плавного и скачкообразного.

Наконец, теоретические системы общественного развития существенно расходились в своём представлении о конечных целях развития.

Марксистский тезис о всемирном коммунизме в этом плане не является единственным и уникальным. Любая теологическая концепция стремится сформулировать своё представление о будущем.

Несмотря на указанные трудности, понятие развития невозможно удалить из научного лексикона. Ни понятие изменения, ни понятие динамики или эволюции не может заменить слова развитие. Ибо последнее действительно обхватывает наиболее важные моменты изменяющегося объекта. Соц. прогресс. В настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса (экономический, технологический, культурный детерминизм). В ходе общественного развития имеют место быть как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы.

Прогресс в производящей технике накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса ( прогресс сх технике, в строительстве и т.д). Вообще прогресс это переход на новую качественно более высокую ступень развития.

Важный момент прогрессивного развития вопрос об исходной точке (инновационном моменте). Где, когда и почему складываются такие моменты в общественном развитии, которые можно расценить как прогрессивные инновации, как они расширяются и распространяются по свету. 23. Теория стратификации в современных обществах.

Социальная стратификация процесс разделения общества на определённые слои (страты), неравные по своему соц-ому положению в обществе. По мнению социологов в современных обществах на ряду с классами (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция) сущ-ет и определённые слои (страты), которые отличаются между собой своим положением в обществе.

Положение чел-ка в обществе определяется рядом капиталов - экономический капитал (уровень культуры, субкультуры, уровень и качество образования, тип профессии, профессиональное мастерство) - символический капитал (аттестаты, липломы) - соц-ый капитал ( а) это включенность человека в систему родственных, дружеских, земляческих связей; б) умение пользоваться этими связями для достижения своих целей) - престиж (это оценка работника, человека в организации и обществе) - здоровье, возраст - красота, обаяние. 24. Социальная мобильность: сущность, причины, формы.

Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.

Социальная мобильность это изменение индивидов или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.

Термин социальная мобильность был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую.

Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном движение вверх и вниз; 2) горизонтальном передвижение на одном и том же социальном уровне. Соц.

Мобильность - перемещение чел-ка в обществе по горизонтали и по вертикале . а) вертикальная вверх или вниз , т.е. восходящая или нисходящая, т.е. изменяется статус положения человека в обществе. б) горизонтальная это перемещение человека без повышения или понижения статуса (переезд в другой район, смена места работы) Соц. мобильность показывает возможность передвижения людей в данном обществе. Она открывает возможность образованным и активным людям достигать высого положения в обществе. Но в современной России только 5 мил. Чел. Из 1000 готовы бросить место своего проживания и переехать в др. город или район. Эта мобильность времён крепостного права. 30. Развитие социальных институтов России в условиях формирования рынка и демократии. Соц. институты можно определить как совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как соц-ых общностей, так и всего общества в целом.

Многообразие соц. институтов определяется дифференциацией соц-ой деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и т.д.

Поскольку большинство институтов бюрократические организации, они подвержены своего рода болезням . Во времена революции или быстрых соц. изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач.

Формирование новых институтов требует времени.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной соц. инерцией.

Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Так, неопределённость в распределении полномочий законодательной и исполнительной власти стала причиной острого политического кризиса в России в октябре 1993 года, закончившийся насильственным разгоном парламента. В советском обществе после 1917 года интеграция всей системы соц. институтов обеспечивалась с помощью политических институтов, прежде всего компартии, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты. С точки зрения формальной организации, например, системы Советом не соответствовала современным демократическим методам политической организации общества, основанным на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти. В содержательном отношении институты образования в постсоветском обществе нуждаются в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов и т.д., т.е. должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда.

Институты рынка (корпорации, банка и биржи) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда.

Однако гос-во вынуждено постоянно контролировать экономические и соц. последствия деятельности этих институтов, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков. 31. Тенденции развития российского общества в условиях глобализации.

Глобализация это процесс усиления взаимозависимости событий и процессов происходящих в разных странах.

Формирование единого мира . Глобализация выражается: а) МРТ и в интеграции в мировой экономике.

Размывается понятие национальный продукт . б) формируется сеть негосударственных международных организаций (ООН) в) происходит формирование золотого треугольника (золотого миллиарда человечества) г) формируется единое информационное пространство (мировое телефидение, радио) глобализация мировых политических связей, признание приоритета международного права, мирового стандарта. е) формирование мировых проблем: угроза окружающей среды, терроризм, мировые эпидемии, международная преступность. 42. Религия как социальный институт Религия это мировоззрение индивидов, соц групп, общностей, кот определ верой в существование сверхъестественного. Вера это принятие вооброжаемых или реальных объектов за истину без достаточных теорет и практич доказательств, кот не может претендовать на объективную значимость. Черты религии: 1. Вера в существование духовных существ (бога, богов); 2. Религия есть коллективная деят, верующие заряжаются верой друг от друга; 3. Религия содержит систему представит о праведном ( правильном) образе жизни; 4. Ритуалы система повед в присутствии свящ предметов.

Функции: 1. Религия опред смысл жизни верующего; 2. Религия несет утешение чел в горе и беде;3. Религия сплачивает людей на общих моральных ценностях; 4. Религия это регулятор поведения людей в обществе и мире; 5. Религия содержит громадный пласт культуры, знаний.

Религия выст частью общественной жизни, но она должна занимать свое место и не претендовать на главную роль в обществе. 45. Невербальная и вербальная коммуникации.

Коммуникация передача информации, знаний, намерений от индивида группы к др индивидам, группам знаний, намерений. Она может быть: 1. Невербальная безглагольная( бессловесная). Она осущ по средствам а) выражения лица: счастье, огорчение, злоба, отвращение, страх, удивление; б) жесты, но они имеют национ специфику, есть и интернациональные жесты; в) поза, показывает отношение людей друг к другу; г) расстояние между людьми, говорит о хар-ре между ними ( интимная дистанция менее 45 см(родители, любовники), личностная от 45-125 (друзья и близкие знак), социальная 120-360 ( начальниками и подчиненными), публичная 360 и более ( лектор и аудитория, артист и аудитория). По средствам невербальной передается до 60% информации об индивиде. 2. Вербальная ( словесная) она имеет свою специфику: а) часть информации содержится в контексте разговора и в ситуации; б) в разговоре присутствуют культурные запреты ( о чем можно и нельзя говорить); в) истинный смысл разговора прорывается в оговорках, восклицании. 47. Референтные группы, их основные формы.

Референтные группы: 1. нормативно референтные группы группы в кот индивид состоит , дорожит своим прибываением, поэтому группа может навязать ему свои нормы. 2. Сравнительно-референтные группы группы в кот индивид не состоит, но ценности, нормы данной группы он принимает за образец для всей жизни или периода.

Социальные общности это большие группы людей объедин сходными условиями жизни труда, отдыха, ценностями, нормами и границы не четко определены.

Основные: а) соц-половые общности ( мужчины и женщины); б) соц-демографические общности (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); в) поселенческие общности ( жители деревень, малых, средних и больших городов); г) профессиональные общности ( врачи, юристы); д) классовые общности ( рабочие, крестьяне); е) национ общности; ж) религиозные общности. Вывод: группы и общности воздействуют на поведение и деят индивидов и групп. 48. Этноцентризм и культурный релятивизм: черты, воздействие на жизнь общества.

Этноцентризм. Этнос (греч. народ, племя) система взглядов, действий, обосновывающих мнимую исключительность и превосходство культуры конкретного народа и нации.

Этноцентризм не позволяет усвоить достижение других культур, он противопоставляет народы, обрекает народ на отставание.

Культурный релятивизм система взглядов, действий, позволяющая оценить достижение других народов и культур, творчески усвоить и при этом сохранить и развить культуру своего народа. 49. Понятие личности.

Факторы развития личности.

Личность объект и продукт общественных отношений, активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Возникает в результате социального развития (с 3х месяцев). Основные признаки личности: Сознание способность отражать и познавать объективный мир Самосознание способность осознавать самого себя Саморегуляция управление своим поведением и деятельностью Самооценка оценка самим собой своего потенциала, внешности, успешности.

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.

Развитие человека - сложный процесс, который происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил.

Факторы формирования личности: анатомо-физиологический (наследственность), географический (нормы, принятые на определенной территории), социологический (роль), тип нервной деятельности (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), деятельность, мировоззрение (интересы). Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества. 50. Особенности социологического изучения личности.

Социология это наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными явлениями.

Поэтому и личность социология изучает с точки зрения её взаимоотношений с другими элементами социальной системы. В то время как отдельные элементы системы изучает психология, а продукты их деятельности культурология.

Человек и общество - это две части единого целого , они оказывают воздействие друг на друга. Но это взаимодействие определяется качествами, свойствами общества и человека, ситуацией, в которой они находятся.

Факторы, определяющие взаимодействие человека и общества: 1) Человек, его свойства и качества ( физические данные человека : тело, здоровье ; психика человека ; интеллект, уровень интеллекта ; статус человека - положение человека в обществе ; личный опыт человека (образование, культура человека) ) 2) социальные групп, организации, институты, с которыми взаимодействует человек 3) место проживания ( город (мелкий, средний, большой) ; деревня ) 4) общество, в котором живет человек 5) состояние мира, международных отношений на момент жизни. 51. Кооперация и конкуренция как социальные процессы.

Кооперация совместная работа, она совершается бескорыстно или корыстно.

Кооперация требует умение работать в коллективе, совмещать свои усилия с другими, общественными.

Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше.

Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличие от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении личных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху. Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы.

Конкуренция борьба между индивидами, группами за овладение дефицитными ресурсами.

Конкуренция требует умение показать себя, доказывать свое преимущество, учиться на ошибках и победах. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь конкуренция может сыграть свою позитивную роль.

Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в практике учебных заведений, организуя соревнования учебных групп в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия подростками друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать. 52. Социальные статусы и роли.

Предписанные и достигаемые статусы.

Социальный статус положение человека в организации, в обществе, которое выражается в его правах и обязанностях.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.

Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.). Социальная роль это поведение, деятельность индивида в рамках конкретного статуса.

Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно 'правилам игры' ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. 53. Социальные контакты, действия и взаимодействия.

Являясь биосоциальным существом, человек не может не взаимодействовать с другими людьми: с помощью других людей он добывает средства к существованию.

Социальное взаимодействие это процесс, в ходе которого люди действуют и оказывают воздействие друг на друга в целях обеспечения жизни. Формы социального взаимодействия: Коммуникация передача информации, знаний, намерений от индивидов, групп к другим индивидам, группам.

Коммуникация может быть: 1) Невербальная (безглагольная) коммуникация. Она осуществляется по средствам: А) выражение лица: счастье, огорчение, злоба, отвращение, страх, удивление. Б) жесты, но они имеют национальную специфику, есть не интернациональные жесты. В) поза показывает отношение людей друг к другу. Г) расстояние между людьми говорит о характере отношений между ними: - интимная дистанция менее 45 см родители-дети, любовники - личностная дистанция от 45 до 120 см друзья и близкие знакомые. - социальная дистанция 120-360 см между начальниками и подчиненными. - публичная более 360 см лектор и аудитория, артист и аудитория. По средствам невербальной коммуникации передается до 60% информации об индивиде. 2) Вербальная (словесная). Она имеет свою специфику: А) часть информации содержится в контексте разговора и в ситуации. Б) в разговоре присутствуют культурные запреты: о чем можно и нельзя говорить? В) истинный смысл разговора прорывается в оговорках, в восклицаниях.

Социальный контакт короткие неглубокие связи между людьми, не оказывающие глубокого воздействия на поведение другого. А) пространственные контакты определяющие взглядом: где, сколько, каких людей, в зависимости от ответа строится движение и поведение. Б) контакты заинтересованности выбор лица, группы, обладающих информацией, ресурсами; вступление во взаимодействие. В) контакты обмена контакт, в ходе которого совершается обмен ценностями, информацией и т. д.

Социальное действие (М. Вебер) действие называется социальным, если в нем есть два компонента: А) замысел (смысл) Б) ориентация на реакцию, поведение других. Не являются социальными действиями: одинокая молитва, религиозное созерцание; подражательные действия.

Действия могут быть: - иррациональные неразумные; Ratio (латин. разум): А) привычные, основанные на прежнем знании и опыте. Б) аффективные действия под воздействием сильных эмоций - рациональные действия: А) инструментально-рациональные действия избираемые средства, методы соответствуют цели Б) ценностно-рациональные действия на 1-ом месте стоит ценность духовная, материальная, цена достижения которой не имеет значений. В чистом виде эти действия встречаются редко: они переплетаются, но на отдельных этапах некоторые могут доминировать.

Социальное взаимодействие (в узком смысле) система скоординированных действий индивидов, групп, при которой действия одних есть причина и следствие ответных действий других.