Возникновение ИКАО

Возникновение ИКАО

Местом штаб - квартиры ИКАО был выбран город Монреаль (Канада). В мае 1948 года вступило в силу соглашение между ООН и ИКАО, в котором ИКАО признавалась специализированным учреждением ООН. СССР в Чикагской конференции участия не принимал, так как в ней принимали участие государства, с которыми СССР находился в состоянии войны. После вступления СССР в ИКАО 14 ноября 1970 года, русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации. На дипломатической конференции в Монреале в сентябре 1977 года был принят протокол об аутентичном четырех язычном тексте Конвенции и ее официальный текст на русском языке. Таким образом, официальными языками ИКАО являются: 1.Русский. 2.Английский. 3.Французский. 4.Испанский.

Арабский и китайский языки считаются рабочими языками ИКАО. Они используются в ограниченном объеме в работе Совета ИКАО и его постоянных органов, на сессиях Ассамблеи и крупных специализированных конференциях и совещаниях. По состоянию на 1994 год ИКАО объединяет 183 государства мира. В 96 статьях Чикагской конвенции определяются привилегии и ограничения для всех Договаривающихся государств. В Конвенции признается, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией и указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства без его предварительного согласия. Любое государство - член ООН, входившее во время Второй мировой войны в Антигитлеровскую коалицию, и нейтральные страны становятся членами ИКАО на 30-й день после присоединения к Чикагской конвенции.

Государства, участвовавшие во время Второй мировой войны на стороне Гитлеровской Германии, могут присоединиться к конвенции с соблюдением следующих условий: 1.С согласия ООН. 2.По специальному разрешению Ассамблеи ИКАО, для принятия которой требуется 4/5 голосов. 3.При отсутствии возражений со стороны любого государства, которое было аннулировано или подверглось нападению в ходе Второй мировой войны войсками государства, желающего вступить в члены ИКАО. Государство перестает быть членом ИКАО, если оно заявляет о денонсации им Чикагской конвенции.

Денонсация вступает в силу через год после получения ИКАО уведомления. Если государство исключено из ООН, оно автоматически перестает быть членом ИКАО, кроме тех случаев, когда Генеральная Ассамблея ООН в своем решении прямо не говорит о целесообразности сохранения членства этого государства в ИКАО. ЦЕ ЛИ И ЗАДАЧИ ИКАО Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях: 1.Обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире. 2.Поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов. 3.Поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации. 4.Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспорте. 5.Предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией. 6.Обеспечение полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении. 7.Исключение случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами. 8.Обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации. 9.Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах. РАЗДЕЛ №2. СТРУКТУРА ИКАО И КОНВЕНЦИИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГ АНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИКАО Высшим органом ИКАО, в котором могут быть представлены на равных основаниях все государства - члены ИКАО, является Ассамблея государств - членов ИКАО . Созывается один раз в три года. При возникновении необходимости по рекомендации Совета ИКАО, или по требованию не менее 1/5 членов организации могут быть созваны чрезвычайные сессии Ассамблеи ИКАО. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конвенцией. На своих сессиях Ассамблея подробно рассматривает проделанную Организацией работу в технической, экономической, юридической областях и в области технического сотрудничества, а также дает руководящие указания другим органам ИКАО относительно их будущей деятельности.

Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта: 1.Избирать Совет ИКАО, рассматривать отчеты, принимать соответствующие действия. 2.Определять шкалу взносов стран - членов ИКАО в бюджет организации. 3.Утверждать бюджет ИКАО. 4.Рассматривать и одобрять предложения о внесении поправок в Чикагскую конвенцию. Взнос государств - членов ИКАО рассчитывается следующим образом: Взнос100% = К1(75%) + К2(25%), где: К1 = (Национальный доход государства) / (Национальный доход всех стран ИКАО), К2 = (Налет государства по МВЛ) / (Налет всех стран ИКАО по МВЛ). Min...Max взнос = 0,06%...25% от национального дохода. Совет ИКАО - исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Совет является постоянным органом и несёт ответственность перед высшим органом ИКАО за свою деятельность.

Выполняет функции: 1.Выполнение решений Ассамблеи и представление отчета о своей работе. 2.Избрание Генерального секретаря и руководящих сотрудников. 3.Распоряжение деньгами организации. 4.Утверждение международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции. 5.Осуществление регистрации международных авиационных соглашений. 6.Осуществление арбитражных функций при регулировании разногласий между государствами - членами ИКАО. Он состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей на трехлетний период. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств и обслуживание для международной гражданской авиации; и государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географических районов мира. Совет и его вспомогательные органы обеспечивают постоянное руководство работой Организации. Одной из основных функций Совета является принятие Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARP) и оформление их в качестве Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации . Совет может выступать в качестве арбитра между Договаривающимися государствами по вопросам, касающимся авиации и применения Конвенции; он может расследовать любую ситуацию, при которой могут возникать устранимые препятствия для развития международной аэронавигации, и, в общем, он может предпринимать такие действия, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения безопасности и регулярности эксплуатации международного воздушного транспорта.

Стандарт представляет собой техническое требование, единообразное применение которого необходимо для обеспечения безопасности или регулярности международной гражданской аэронавигации и который Договаривающиеся государства выполняют в соответствии с Конвенцией.

Рекомендуемая практика представляет собой техническое требование, единообразное применение которого считается желательным для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности международной гражданской аэронавигации.

Подробные Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО изложены в 18 Приложениях к Чикагской конвенции, которые охватывают все аспекты деятельности международной гражданской авиации. Совет наделен полномочиями для окончательного принятия Стандартов и Рекомендуемой практики и утверждения Правил аэронавигационного обслуживания (PANS), но основным органом, занимающимся их разработкой, является Аэронавигационная комиссия ИКАО. Комиссия состоит из 15 членов, которые обладают квалификацией и опытом в научной и практической областях, связанных с авиацией. Члены Комиссии назначаются Договаривающимися государствами и утверждаются Советом. Они действуют в рамках своей персональной экспертной компетентности, а не как представители назначивших их сторон.

Комиссии оказывают помощь небольшие группы экспертов, назначаемые Договаривающимися государствами и международными организациями и утверждаемые Комиссией.

Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного управления, Авиатранспортного управления, Управления технического сотрудничества, Юридического управления и Административного управления. Чтобы работа Секретариата отражала действительно международный подход, работающие в нем специалисты набираются на широкой географической основе. ИКАО работает в тесном сотрудничестве с другими специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, такими, как Международная морская организация, Международный союз электросвязи и Всемирная метеорологическая организация. Во многих совещаниях, проводимых ИКАО, принимают также участие Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный совет аэропортов, Международная федерация ассоциаций линейных пилотов и другие международные организации. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Действующая с 1944 года Конвенция доказала свою способность служить достаточно гибкой структурой, которая позволяет ИКАО успешно выполнять возложенные на нее обязанности.

Однако в наши дни международная гражданская авиация сталкивается с серьезными проблемами.

Возникла настоятельная необходимость в том, чтобы ИКАО адаптировалась в рамках Конвенции к таким быстро изменяющимся условиям, как: глобализация и транснационализация рынков и коммерческой деятельности; возникновение региональных и субрегиональных торговых и регламентирующих объединений; коммерциализация государственных поставщиков обслуживания; диверсификация фискальных мер с учетом бюджетных потребностей; либерализация экономического регулирования; возможное уклонение от соблюдения нормативных актов в области обеспечения безопасности полетов (а также актов в области трудовых отношений, конкуренции и других актов), в результате стирания границ между секторами и нечеткого определения обязанностей соответствующих полномочных органов; признание существования экологических проблем и принятие мер по их устранению; появление новых технологий; достижение предельных физических возможностей инфраструктуры.

Стратегический план действий, принятый Советом ИКАО 7 февраля 1997 года и обновленный 7 июня 2004 года, призван стать инструментом практической реализации перспектив, намеченных в Чикаго основателями ИКАО, перед лицом этих и других проблем и гарантией принятия Организацией в предстоящие годы мер по решению стоящих перед ней задач и удовлетворения Организацией соответствующих потребностей всех ее Договаривающихся государств. Цель Стратегического плана действий заключается в дальнейшем повышении уровня безопасности полетов, авиационной безопасности, эффективности международной гражданской авиации и содействии реализации принципов, заложенных в Конвенции о международной гражданской авиации. Он предопределяет программу работы, соответствующие приоритеты и бюджетную деятельность Организации. Этот план постоянно пересматривается в целях учета изменяющихся потребностей государств в условиях непрерывных перемен. К настоящему времени ИКАО объединяет 185 государств, являясь одной из самых авторитетных, эффективных и представительных международных организаций.

Динамичное развитие мировой гражданской авиации, сопровождающееся удвоением объема авиаперевозок за каждое десятилетие, при неизменных показателях безопасности полетов неизбежно ведет к существенному росту абсолютного количества авиационных происшествий, что вызывает серьезную обеспокоенность мирового авиационного сообщества. В целях обеспечения значительного снижения частоты авиапроисшествий в мире ИКАО разработан и принят к внедрению Глобальный план обеспечения безопасности полетов. В соответствии с данным планом ИКАО приступила к реализации всемирной универсальной программы контроля за обеспечением безопасности полетов, которая предусматривает проведение, начиная с 1 января 1999 года, силами экспертов ИКАО регулярных, обязательных, систематических и единообразных проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов в государствах-членах ИКАО. В области аэронавигации принята к реализации концепция ИКАО по будущим аэронавигационным системам, предусматривающая решение проблемы перегруженности воздушного пространства при одновременном повышении безопасности полетов и снижении эксплуатационных затрат авиакомпаний.

Осуществляется процесс внедрения систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения на основе спутниковых технологий с использованием российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и аналогичной американской системы GSP. Разработаны стандарты ИКАО, направленные на внедрение новых бортовых и наземных систем, повышающих уровень безопасности полетов, а также использование глобальной спутниковой навигационной системы для обеспечения заходов на посадку.

Усилия ИКАО в области экономики воздушного транспорта сконцентрированы на сборе статистических данных и разработке кратко-, среднеи долгосрочных прогнозов развития гражданской авиации, как на мировом, так и на региональном уровнях. В области защиты окружающей среды от воздействия авиации внимание ИКАО сконцентрировано на проблемах авиашума на местности и эмиссии авиадвигателями вредных веществ. КОНВЕНЦИИ В области авиационной безопасности создаются конвенции, начиная с 1963 года. Это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанная в Токио. 1970 год - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. 1971 год - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. 1988 год - Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий конвенцию 1971 года.