Региональная финансовая система

Региональная финансовая система

Региональные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт Петербурга; бюджеты 10 автономных округов. Роль региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем. Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти и органов местного самоуправления главная роль региональных и местных бюджетов.

Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Во-вторых, формирование региональных и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения. В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются региональные программы экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др. В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы. В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В-шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Характеризуя роль региональных бюджетов нельзя учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов может возрастать при наделении органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов. 2. Формирование доходов бюджетов Российской Федерации Доходы бюджета денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет: собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам; неналоговым доходам и иных поступлений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации подразделяют на: собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов; отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов. В Российской Федерации в 1991 1998 гг. было четыре региональных налога.

Теперь к налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов (региональным налогам) относят шесть налогов [1] : налог на имущество предприятий и организаций; лесной доход ; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж ; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Плательщиками налога являются: предприятия, учреждения и организации; филиалы предприятий; компании, фирмы, в том числе с иностранными инвестициями.

Показатели Московская область Ленинградская область
1. Налоговые доходы 65,0 51,5
2. Неналоговые доходы 3,1 11,2
3. Целевые бюджетные фонды (территориальный дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы) 30,3 30,5
4. Поступления из федерального бюджета 1,6 6,8
Итого: 100 100
Таблица 1. Структура доходов бюджетов отдельных субъектов РФ За 1999 г. (в % к итогу) 3. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации Расходы бюджета субъекта РФ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РФ. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.