Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I

Система министерств была частично подменена Собственной Его Императорского Величества канцелярией . Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан), которая имела двоякий результат: 1.на некоторое время могла обеспечить порядок в стране; 2. привела к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству. В целом высшее государственное управление России перестраивались по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации.

Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя.

Николай I проводил продворянскую политику . Ряд указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. Было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. Был введен институт почетных граждан . Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставить исключительно дворянам.

Крестьянский вопрос При Николае I несколько раз создавались Секретные комитеты, деятельность которых свелась к бесплодным дискуссиям. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 г. был издан указ Об обязанных крестьянах , новый указ имел рекомендательный характер. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За надел крестьяне должны были работать на барщине или платить оброк. Все это были частичные меры, которые не меняли сути крепостнических отношений в деревни. В 1837-1841 г. под руководством графа П.Д, Киселева была провидена широкая система мероприятий реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам.

Управление государственными крестьянами было передано Министерству государственных имуществ, которое заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд, проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных, создавало семейной фонд и продовольственные склады на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревни начальные школы и больницы. Так же вводилось выборочное местное крестьянское самоуправление на уровне волости и села. В целом крестьянский вопрос сохранял свою социально-политическую остроту, а крепостное право оставалось незыблемым.

В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий.

Комитет разработал основные принципы правительственно политики в области образования.

Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г.

Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и ограничение в получении образования представителям низших сословий составляли сущность созданной при Николае I системы образования. Это был один из главных рычагов сохранения государства дворян и удерживания народа в покорности. Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов.

Программы преподавания пересматривались. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. Такая политика тормозила развитие науки и образования. В 1826 г. был издан новый цензурный Устав ( чугунный ). Был учрежден Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции.

Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. С особым рвение искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православия.

Цезура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашало всю страну.

Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ.

Западники Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, западники полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские страны.

Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются Чаадаев, Грановский, Белинский, Герцен, Огарёв, Кетчер, Боткин, Анненков, Корш, Кавелин.

Славянофилы Националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.

Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского.

Основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом был литератор Хомяков, деятельную роль в движении играли Киреевский, Аксаков, Аксаков, Самарин.

Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого Философического письма П. Я. Чаадаева, содержащего резкую критику устоев русской жизни. Если западники настаивали на том, что страны Западной Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал.

Теория официальной народности - государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой был С.С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу.

Позднее эта идеология стала коротко называться Православие, Самодержавие, Народность . Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России.

Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории - 'Северная пчела'. Либеральнореволюционные течения Либерально течение основывалось на теории Чаадаева, который отрицал возможность общественного прогресса в существующей России, прогресс и спасение же он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность. На рубеже 30-40-х годов среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения славянофилы и западники.

Радикальное направление же возникло во второй половине 20-х первой половине 30-х годов.

Характеризовалось это течение созданием антиправительственных кружков. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними.

Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии. Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России.

Однако правительство жестоко расправлялось с участниками кружков. Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытие ряда передовых журналов. В 40-х годах начался новый подъем радикального движения, который был связан с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева и др.

Петрошевцы Оживление общественного движения выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича - Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал Проект об освобождении крестьян , предлагая прямое и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали.