Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России

Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России

Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено внеэкономическими причинами, что определило западную модель его формирования.

Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета.

Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо отраслевая или ведомственная задача.

Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России. В соответствии с концепцией Программы развития рынка ценных бумаг России на 2003-2010 годы , предлагаются приоритетные задачи, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров: - консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры; - формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг; - снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; - расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка; - внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; - обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг; - развитие и совершенствование корпоративного управления; - совершенствование регулирования на финансовом рынке; - формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер. По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира.

Достижению этих целей будет способствовать ряд важных тенденций, уже получивших свое развитие в последние годы.

Согласно Стратегии к 2009 году соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70%, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен.

Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32,3 трлн. рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории российского финансового рынка соотношение капитализация/ВВП вплотную приблизилось к 100%. Задача создания в России мирового финансового центра предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке, без чего невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов; повысить привлекательность долгосрочных инвестиций; расширить спектр инструментов, обращающихся на российском финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг; создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов. В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.

Требуется уточнение налогового законодательства, в части налогообложения производных финансовых инструментов.

Следует определить порядок налогообложения НДС при поставке базового актива в рамках срочной сделки, хеджевых сделок и производных инструментов, не предусмотренных в действующей редакции Налогового кодекса. В части налога на прибыль предлагается предусмотреть особенности формирования налоговой базы по сделкам с производными инструментами по аналогии с порядком, действующим для профессиональных участников рынка ценных бумаг по операциям с ценными бумагами. По состоянию на начало 2009 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. К 2010 году на финансовом рынке необходимо внедрить систему электронного документооборота. Это позволит не только создать дополнительные возможности раскрытия информации об участниках финансового рынка, но и существенно снизить расходы, увеличить эффективность функционирования рыночных институтов, обмена информации, совершения операций на рынке ценных бумаг. Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.

Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов.

Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций.

Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке как среди иностранных инвесторов, так и внутри России.

Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России.

Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных рисков.